На судьбу фильма «Братство» Лунгина повлияла смерть экс-главы ФСБ Ковалева

Режиссер дал отповедь Мединскому и критически настроенным зрителям.
Фото: кадр из фильма.


В пятницу вечером в Министерстве культуры устроили очередной закрытый показ многострадального «Братства» Павла Лунгина. До этого фильм посмотрели сенаторы, после чего над режиссером сгустились тучи. Но только теперь вынесен окончательный вердикт: запланированная на 9 мая премьера военного триллера о советских солдатах, воевавших в Афганистане, не состоится. Не отвечает она идее патриотизма.


Тут же нашлась замена — другой фильм о войне, рассказывающий о событиях 1943 года в блокадном Ленинграде, о Дороге жизни, и тоже основанный на реальных событиях.

После просмотра в стенах Минкульта состоялся неприятный разговор Лунгина с главой культурного ведомства Мединским. Лунгин наконец-то проявил себя тем Лунгиным, каким он был прежде, когда рубил правду-матку в лицо и без оглядки.

Горячась, он сказал министру, похлопывающему его по плечу: «Я просто хочу сказать, что это нарыв, и чеченская война — это нарыв. Мы про это не говорим, но это гниет внутри. И то, что мы это замалчиваем и хотим красить это розовыми красками— это углубляется.

Вы говорите как политический работник, но жизнь не состоит из политической работы. Времена изменились. И с молодежью надо говорить на том языке, которым я умею говорить, а не вы. Если бы все было, как вы говорили, то мы бы не вышли тогда из Афганистана, и Советский Союз бы не распался через год после этого.

Ваш язык оказался барабанной дробью, которую молодежь не слышит».

Главный герой, по словам Лунгина, добровольно вызвался пойти в заложники, пусть и ценою жизни. «Это для вас не героизм?» — это уже Лунгин обратился не только к Мединскому, но и к ветеранам афганской войны.

Говорил он сбивчиво, потому что был доведен до последней степени отчаяния: «Вы старые люди. Что вы смотрите на меня своими генеральскими глазами и говорите, что были на войне? «Да разве я рюмку ко рту поднес?», «да разве мы кинжал взяли душманский?»

Вы уже старые люди. И я старый человек. Хватит хотеть, чтобы вас хвалили! Хватит хотеть, чтобы вас облизывали. Не надо, чтобы молодежь была как вы. Пусть она будет другая.

И не хочу, чтобы она была такой, как я. Пусть она будет лучше. Дайте ей жить в будущем. Что вы макаете ее в прошлое? Снова и снова!». Эта запись появилась в Сети.

Но нашего министра голыми руками не возьмешь. Он научился выходить из самых сложных ситуаций. Да и история с «Матильдой» кое-чему научила. Лунгина Мединский заверил, что «Братство» выйдет в прокат, поскольку никаких законных оснований для его запрета не существует. И прибег к уловке: «Премьеру не будем привязывать ко Дню Победы, этим мы снимем общественное напряжение. Павел Семенович Лунгин подберет дату, которая не вызовет споров ни до, ни после — это будет на пользу и коммерческому прокату, и взвешенному диалогу со зрителем».

Напомним, что шум вокруг «Братства» начался после выступления члена Совета Федерации Игоря Морозова, обвинившего создателей фильма в искажении исторических фактов. Он также ссылался на возмущенные голоса ветеранов войны в Афганистане. «На этом фильме нельзя воспитывать молодежь», — заявил сенатор.

Самый первый закрытый показ «Братства» для ветеранов афганской войны, состоявшийся еще 7 февраля при участии организации «Офицеры России», беды не предвещал. Тогда генерал армии Николай Ковалев сказал: «Самая сложная тема для кинематографа — это война. И каким бы талантливым ни был режиссер, все равно фильм не в полной мере отразит драматизм и трагедию войны.

Лично для меня афганская война была частицей жизни, которая не отпускает до сих пор. Я искренне благодарен Павлу Лунгину за то, что он рассказал об одном из эпизодов этой войны. В фильме «Братство» нельзя искать точных совпадений, потому что кино — особый жанр, но в любом случае картина найдет своего зрителя. Я желаю, чтобы то, что испытали мы, не пришлось испытать нашим детям».

«Братство» основано на реальных событиях 1988 года, когда советские войска выводились из Афганистана. Сценарий был написан по воспоминаниям сотрудников службы внешней разведки КГБ СССР и бывшего главы ФСБ генерала армии Николая Ковалева, который неожиданно ушел из жизни 5 апреля 2019 года. Будь он жив, все могло бы идти по другому сценарию.

Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе