Павел Лунгин: «Болезнь нашего времени — отсутствие оригинальности»

Президент кинофестиваля «Зеркало» — о нехватке историй, зрительской любви и свойствах страсти.
В Ивановской области завершился X Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского. Об итогах форума «Известиям» рассказал его президент, народный артист России Павел Лунгин.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля


— В 2010 году, приняв предложение стать президентом фестиваля, вы дали интервью, где обозначили свои главные задачи. Интересно узнать, насколько они выполнены. О первой вы сказали так: «Хочу возродить великое русское кино».

—  Я не мог такого сказать, потому что этого никто не может сделать. Я имел в виду желание возродить любовь к русскому кино, снова сделать его актуальным. Это очень сложно, но по крайней мере в Иваново люди кино смотрят, остаются на обсуждения. Происходит оживление духовной жизни города.

— Второй задачей вы назвали привлечение молодых режиссеров.

— Молодые режиссеры у нас есть. На очень интересный фестиваль короткого метра всегда приезжает огромное их количество. В Иваново появилась студия, которая делает короткометражные фильмы, молодежь там занимается режиссурой и видеоартом.

— Ну и, наконец, шесть лет назад вы хотели сделать большой международный проект.

— Будем скромны: у нас небольшой международный проект, но он получился. Мы пытаемся коррелировать значение Тарковского, чтобы он не перешел в абстрактные мифы, а продолжал все время быть связанным с русской и мировой культурой. Каждый год у нас много интересных фильмов. В этом смысле мы поддерживаем традиции Тарковского. Были фильмы из Китая, Чили, Венесуэлы, причем они премировались. Сейчас очень много фильмов из Европы, из ближнего зарубежья. Как правило, это молодые режиссеры, для которых имя Тарковского многое значит.

На большой проект у нас нет больших фондов. Финансирование, конечно, скромное, особенно в кризис. Но наш фестиваль творческий, и мне это очень нравится. Здесь нет возможностей времяпрепровождения для старлеток, для каких-то людей «вокруг искусства». Нет баров, ночных клубов, бутиков. Есть только Волга и фильмы. Сюда приезжают те, кто любит компанию единомышленников, одиночество и красоту природы.

— Можно считать, что основная цель фестиваля достигнута: хорошее место, хорошие люди и хорошее кино.

— Да, фильмы интересные. Главное, что по ним можно судить, как развивается современная авторская кинематография. Фестиваль расширяет спектр. Уже не только кино входит в программу, но и видеоарт, поэтические вечера. Думаю, мы должны стать оплотом некоммерческого искусства.

— Судя по фильмографии, вас не назовешь приверженцем чисто авторского кино. Про кассу вы не забываете.

— Касса — это выражение любви. Люди голосуют рублем. Это беспощадная в своей демократичности система: любят — голосуют. Мне кажется, чтобы фильм не был чисто коммерческим продуктом, надо, чтобы всегда была авторская позиция. 

— Есть мнение, что отсутствие выраженной истории — признак авторского кино.

— Авторские фильмы должны быть бессвязными? Этого не понимаю. Не могу с этим согласиться. Для меня фильмы Тарковского, Антониони, Феллини — это история. А они великие мастера авторского кино. Я люблю рассказывать истории. Во всем есть история. Может быть только в живописи она мешает. Снова и снова мы приходим к тому, что сценарная проблема является одной из главных в современном кино, в том числе и на уровне арт-фильмов. 

— Чего не хватает молодым сценаристам?

— Этого никто не знает. Прежде всего нужны умение, работоспособность. С другой стороны, есть давление со стороны окружающих — что надо делать вот так, а не иначе. Сложный вопрос. Везде не хватает историй. Американцы при всем своем сценарном умении — они лучшие сценаристы в мире — делают римейки, возвращаются к старым сюжетам. Возможно, это болезнь нашего времени — отсутствие оригинальности.

— Вы сейчас снимаете «Пиковую даму». Не римейк, но тоже возвращение к известному сюжету.

— Это глубоко личная оригинальная история, увидите. Это будет странно, совершенно не похоже на мои фильмы. Я всегда что-то пытаюсь придумать по-другому. Не признаю брендов, — мне кажется, что это неправильно. Современный мир все-таки движется брендами, но у меня выходили «Остров», «Царь», «Такси-блюз» — там я сам про себя что-то открывал. В этом фильме я пытаюсь смешивать жанры — оперу с триллером. Герои проживают в жизни то, что играют на сцене. Там есть выдающиеся роли — у  Ксении Раппопорт, Вани Янковского.

— Внука Олега Янковского?

— Да. Он сыграл удивительно для своего возраста.

— Для вас был принципиален выбор актера, похожего на Ивана Мозжухина — Германна в первой экранизации «Пиковой дамы»?

— Он действительно очень похож. Я посмотрел на Ивана в гриме, с белым лицом — и просто увидел Мозжухина.

— В фильме звучит музыка Чайковского?

— Да. Много. Музыка Чайковского — психоделическая. Ничего, кроме нее, я не взял. Вначале, когда по сюжету идет период репетиций, артисты поют под рояль или a capella. Затем звучат сцены из постановки. Мы выделили тему Германна, она сопровождает героев. Сначала я думал смешать музыку Чайковского с более современной, но оказалось, он не терпит соседства.

— Кто поет и играет?

— Молодые певцы и оркестр из Большого театра. Хотелось бы поблагодарить Игоря Вдовина, руководителя оперной молодежной программы, он очень помогал. И Арсения Яковлева, который спел в нашем фильме партию Германна, а ему всего 23 года. До 25 лет эту партию, как мне сказали, не поют, иначе ломается голосовой аппарат. Голос, как вино, должен выдерживаться. Но Арсений  — потрясающий. Он будущая большая звезда.

— Вы, наверное, подумываете об оперной режиссуре?

— Если понравится фильм, думаю, мог бы. Я что-то понял про оперу. Мне кажется, что она ближе к кино, чем драматический театр. Не могу объяснить, почему. Наверное, эмоционально.

— Вы видели «Пиковую даму» в постановке Льва Додина? Он рассказал историю болезни.

— Смысл истории Германна — страсть, а не болезнь. В болезни мало жизни. А посмотрите, какие люди, эти игроманы. Как они ходят, играют. Они же спорят с Богом. Это желание уйти от теории вероятности, переустроить весь мир… Мне кажется, что молодежи свойственно желание выиграть всё и немедленно. Чтобы все банки лопнули, чтобы все было твоим. Молодое, неистовое желание, которое Пушкин почувствовал...
Автор
Светлана Наборщикова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе