"Плохие русские" возвращаются

Почему в американском кино вновь появился спрос на "антигероев" из России
Пока США ведут санкционные войны с Россией, в Голливуд возвращаются "плохие русские парни" - в лучших традициях американской киноиндустрии.
Фото: kinopoisk.ru

В третьем сезоне телесериала "Карточный домик", выхода которого с нетерпением ожидали американские зрители, появляется "российский президент Виталий Петров", его играет датский актер Ларс Миккельсен. На приеме в Белом доме Петров учит американцев, как нужно пить водку, занюхивая рукавом, отвязно поет русскую народную песню "Ой, полным-полна коробушка" и в нарушение протокола, "по-брежневски" целует супругу президента США.

Клишированные образы "русских парней" Голливуд штампует со времен "холодной войны". Чаще всего американские сценаристы выводят на сцену шпионов и бандитов с татуировками. Более-менее приличного русского сыграл Арнольд Шварценеггер в криминальном боевике 1988 года "Красная жара". Там Арни досталась роль капитана милиции Ивана Данко, который занимается поимкой грузинских наркодилеров (которые, как известно, для американцев все равно русские). Невредимый, как Терминатор, Данко бесстрашно борется с мафиози. Его образ родился на заре "перестройки" и потепления советско-американских отношений.

Впрочем, советский супергерой, показанный глазами американцев, остается эдаким кондовым дуболомом (причем буквально: в одной из сцен он ломает деревянный протез бандита во время облавы, извлекая из необычного тайника кокаин) и явно не изуродован интеллектом. Остальные образы и вовсе оставляют желать лучшего. Безумный отставной генерал Орлов из фильма "бондианского" цикла "Осьминожка" 1983 года пытается превратить Европу в радиоактивный пепел и развязать третью мировую войну. Ему не уступает в коварстве подполковник Подовский из второй части "Рэмбо" (1985). Жестокий десантник пытает хороших американских парней на вьетнамской базе и заслуженно погибает в воздушном бою.

Бывший спецназовец, переквалифицировавшийся в типичного представителя русской мафии, - один из любимых образов Голливуда, который никогда не устаревает. Образ этот, как правило, дополняют брутальные наколки по всему телу - как у героя Мартона Чокаша из вышедшего в прошлом году боевика "Великий уравнитель". Он играет не просто плохого русского парня, но настоящего монстра - киллера по кличке Тедди. Для наглядности его дьявольского нутра грудь Тедди украшает наколка "Не тронь меня, если хочешь жить". Впрочем, русский убийца, эдакая помесь Малюты Скуратова и Марка Крысобоя, - всего лишь вершина айсберга. Им руководит из Москвы некий предводитель по фамилии... Пушкин (как говорится, "и лучше выдумать не могли").

Русские гангстеры не только бессмертны, но и всесильны. Они опутали весь город сетью притонов (которая красноречиво называется "Удовольствия по-русски"), подмяли под себя местный рэкет, купили неподкупную американскую полицию. Через русскую мафию проходят миллиарды долларов, которые через портовый склад переправляются на океанских танкерах. Но главный герой фильма - бывший агент ЦРУ (которые, как известно, бывшими не бывают) - повергает всех врагов и доходит до самой Москвы, где настигает Пушкина в его собственном особняке, когда тот безмятежно принимает душ, и расправляется с ним при помощи электрошокера.

Очередной русский негодяй - Вигго Тарасов, главарь преступного синдиката в Нью-Йорке, который противостоит самому Киану Ривзу (по сценарию - вполне талантливому киллеру) в фильме 2014 года "Джон Уик". Тарасовы воплощают в себе все мировое зло. Младший отпрыск Йозеф чинит совершенный беспредел: он крадет у Джона Уика машину и даже убивает его собаку - единственную память об умершей жене (обидеть американского киллера каждый может). Впрочем, и русские не лишены сентиментальности. Кровожадный Вигго в малиновой рубахе трогательно мурлычит колыбельную "Баю-баюшки-баю", потягивая вино напротив горящего камина.

Кино про "плохих русских парней" нравится не только простым американцам, но и президентам. Барак Обама признавался, что с нетерпением ждет продолжения "Карточного домика". Если нынешний американский лидер искушен в политической драме, то "ковбою" Джорджу Бушу-младшему в свое время вполне хватало незатейливых боевичков. Он даже принимал в Овальном кабинете актера Вигго Мортенсена, который сыграл русского вора в законе в фильме "Порок на экспорт" (2007).

Еще один политический боевик - "Человек ноября" с Пирсом Броснаном. По сюжету, бывший агент ЦРУ приезжает в Москву с благородной миссией - вытащить свою любовницу Наталью из сетей кандидата в президенты России Аркадия Фёдорова. Тот обещает привести свою страну в НАТО, но при этом занимается всякими излишествами нехорошими, включая разжигание внутренних конфликтов и устранение людей своей команды, с которыми повязан кровью.

Наконец, нельзя не вспомнить старое доброе кино про старину Джонса - фильм "Индиана Джонс и королевство хрустального черепа". Там археолог впервые вступает на тропу войны именно с "плохими русскими" - причем не только парнями. Группу советских военных, которая колесит по джунглям, возглавляет красотка Кейт Бланшетт (ее героиню зовут Ирина Спалько). И снова сценаристы не оригинальны: русские представлены агрессивными, алчными и вообще малоадекватными. Зато без таких вот русских "хорошим американским парням" в Голливуде, похоже, было бы нечего делать.

Текст: Марина Алешина
Автор
Текст: Марина Алешина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе