Соцреализм мертв?

Читаю рецензии некоторых коллег и диву даюсь: они всегда исходят из того, что кино якобы отражает жизнь.
Буквально, как зеркало. И если в чем-то отклоняется от "правды жизни", стало быть, врет и занимается соцреализмом. Это отправная точка в рассуждениях большинства критиков.

Кто им это внушил, представления не имею. Этому что, теперь учат во вгиках? Втолковывают в университетах, что Лев Толстой был зеркалом русской революции и потому все описал как было, тютелька в тютельку? Откуда такая удивительная безграмотность в профессии, которой они пытаются заниматься?

Ведь достаточно чуть-чуть пошевелить мозгами, чтобы самим сообразить: даже объектив фотоаппарата необъективен, он передает выбор того, кто стоит за камерой, его настроение и его позицию. Кино, как и любое искусство, выражает авторский взгляд, формулирует в образах "послание" автора, его обращение к нам, зрителям, его субъективные "люблю" и "ненавижу". Оно в этом смысле ничем не отличается от живописи, где Шишкин любовно выписал мишек на лесозаготовках, Дега попытался передать летучесть впечатлений, Босх выразил свое презрение к окружающему миру, а Дали показал его абсурдность. Хотя легко понять, что в природе и мишки не совсем такие, а "сад земных наслаждений" не существует вообще, а танцовщицы Дега могли подать на него в суд за уродливое искажение божественных фигур.

Так называемый соцреализм - всего лишь советский вариант общемировой практики акцентировать те или иные стороны действительности, гиперболизировать их, сгущать краски - негативные или лучезарные. Фантазировать в искусстве, представлять, "что было бы, если бы..." Чтобы люди захотели пойти тем же путем. Не враждовать, а дружить - вон ведь насколько это лучше. Чтобы золушки верили, что найдут принца, и им стало чуть легче жить. Более того, такой иллюзион (напомню: это старое название кино) во всем мире формирует в обществе не только моды, но и модели поведения: миллионы женщин в мире стали носить прически под Мерилин Монро, а тысячи советских милиционеров держали за образец героя пустякового, а на самом деле важного для общественного сознания фильма "Улица полна неожиданностей". Или хоть Знаменского из "Знатоков"...

Советский соцреализм - это просто наше название определенной струи в мировом искусстве, наподобие того, что в годы борьбы с низкопоклонством перед Западом французскую булку назвали городской булкой (горбулкой), а венскую сдобу переименовали в "московскую".

И нет в нем ничего зазорного, и не нужно критикам с ним бороться и его отстреливать - он жил, живет и будет жить, пока существует искусство, а люди не разучатся мечтать об идеале.

Это я к вопросу о том, как относиться к новому фильму Александра Амирова "Тэли и Толи". Он предлагает нормальную модель взаимоотношений между людьми и народами - вместо ненормальной и взрывоопасной. И тем взывает к нашему разуму.

А разум спит. Даже у кинокритиков. Особенно у них.
Автор
Валерий Кичин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе