«Война за человека в себе»

Стивен Спилберг о цене жизни, об отце, о "Великом поколении" и о том, почему мы должны знать войну.

Отец Спилберга, Арнольд — ветеран Второй мировой войны: это во многом предопределило отношение режиссера к теме войны. Сам Спилберг никогда не воевал: единственная война, на которой он мог оказаться, была войной во Вьетнаме, но и в ней будущий режиссер не участвовал. 

Как баталист Спилберг известен не только своими художественными фильмами: совершенно отдельную страницу в его творчестве составляют сериалы, сделанные по заказу телеканала Home Box Office (HBO). 

Рамки художественного фильма не позволяют показать одновременно и эпичность войны, и быт, и подробности, детали. Вопрос, что ежедневно происходит с человеком, облаченным в униформу и вынужденным убивать или быть убитым, а не только в момент совершения подвига, всегда интересовал Спилберга. 
В 2001 году Спилберг вместе с актером Томом Хэнксом занялся продюсированием сериала "Братья по оружию" по заказу кабельного телеканала HBO. Продюсеры неоднократно заявляли, что их целью было напомнить молодому поколению, какой ценой спасена свобода. 

Спустя почти 10 лет канал НВО предложил Спилбергу и Хэнксу снять продолжение "Братьев по оружию" на материале боевых действий армии США на Тихом океане. Спилберг и Хэнкс считают, что война на Тихом океане необоснованно обойдена вниманием. Спилберг, в частности, вспоминал, что отец постоянно спрашивал его с обидой, чем вклад его и его товарищей в победу над Японией меньше, чем героизм тех, кто сражался с нацизмом в Европе. 

Канал HBO еще до официальной премьеры прислал мне диски со всеми 10 сериями. Мой сын, 22 лет от роду, просмотрел сериал даже дважды! Забегая вперед, скажу, что после мировой премьеры в легендарном Китайском кинотеатре на Голливудском бульваре, где на огромном экране показан первый фильм серии и отрывки из следующих, в историческом отеле Roosevelt, что почти напротив театра, был большой прием. Улучшив минуту, когда толпа вокруг мэтра несколько поредела, я подвел сына к Спилбергу, беседа с которым у меня была утром того же дня. Думал, что дело ограничится рукопожатием и простым поздравлением, принятым на раутах после премьер. Но Спилберг долго не отпускал моего сына. Мастеру было интересно, что думает о его новом сериале, да и вообще о Второй мировой войне, именно молодой человек. К счастью, в отличие от многих молодых американцев, понятия не имеющих о Второй мировой войне, не говоря уже о роли Советского Союза в ней, мой собственный урожденный американец знает эту войну хорошо. На своем столе он держит фотографии деда и бабушки, моих родителей, в советской военной форме, снятые на фронтах Великой Отечественной. Они и познакомились на войне в том 1941-м, тяжелом для страны году, на церемонии, где им вручались боевые награды. 

Тема исторической памяти была одной из главных в беседе со Спилбергом, во время которой мы коснулись фильмов о войне вообще и его картин на эту тему в частности. 

— Почему Вторая мировая война так интересна вам? Почему вы вновь и вновь к ней возвращаетесь? 

— Вторая мировая война была и остается самым важным событием последних 100 лет. Тогда у нас было только два выбора — либо победить и сохранить свободу, либо потерять все. Причем не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Вторая мировая война, говоря без всякого пафоса, была поворотным событием на перекрестке истории. 

В отличие от многих других ветеранов Второй мировой, которые предпочитали вообще не вспоминать о том времени, мой отец, которому сейчас 92 года, буквально бомбил меня, мальчишку, рассказами об этой войне. Неудивительно, ведь он воевал в 490-й эскадрилье бомбардировщиков, базировавшейся в Индии, но действовавшей в районе Китая и Бирмы. Для меня его рассказы были вместо сказок братьев Гримм. И эти истории не отличались военной романтикой. Папа до сих пор страдает от последствий малярии, которую он подхватил в тех краях. Он и сейчас вспоминает об ужасных погодных условия, тайфунах, тяготах военного быта, о подавленном настроении его боевых товарищей и иногда о не очень высоком их боевом духе. В общем, в его воспоминаниях нет ничего такого, что может стать материалом для "хорошего военного фильма". 

Но отец много говорил и о патриотизме, который был совершенно естественным и не показным для его товарищей по службе. Может быть, поэтому сегодня в Америке их называют "Величайшим поколением". Я вырос с глубоким уважением к парням, которые сражались с врагами цивилизации и свободы. 

Когда мы с Томом Хэнксом решили экранизировать книгу "Братья по оружию" Стивена Эмброза, я подумал, что хорошо бы отдать должное и ветеранам войны на Тихом океане. Еще мой отец и дядя, который тоже воевал на Тихом океане, после выхода "Спасти рядового Райна" спрашивали: "А как насчет парней, которые воевали на другой стороне Земли?! А мы ведь тоже кое-что сделали для победы!" Та же мысль содержалась в письмах ветеранов боев на тихоокеанских островах Пелелиу, Павуву, Гуадалканал, Иводзима, Окинава и других. 

"Тихий океан", как и другие мои фильмы о Второй мировой войне, не просто основан на реальных судьбах и событиях. Для меня важно показать, что происходило с душой человека на войне. Как она разрушала человечность в человеке, как солдаты должны были уберечь свою душу от того, что они видели. И от того, чем они сами занимались на войне. Это была и борьба за сохранение человечности в себе. За то, чтобы после этих ужасных лет быть способным вернуться домой, начать жизнь сначала и дать жизнь нашему поколению беби-бумеров. За то, чтобы они, как мой отец, могли рассказать о пережитом своим детям. Или, наоборот, не могли этого сделать. Потому что ужас, который они пережили, был для них настолько невыносим, что пережить его еще раз, хотя бы на словах, было невозможно. 

Для меня мои фильмы о войне — это мемориал чести, доблести и жертвенности человека в борьбе с силами зла. Это память о сотнях тысяч, миллионах солдат, которых мы не увидим на экране, но которые отчаянно сражались и так же доблестно погибали на фронтах Второй мировой. 

Тайны «Тихого океана»
// Цифры и факты

Съемочная группа сериала состояла из 800 человек. 

На 10 сериях работали 6 режиссеров и 6 сценаристов. 

В сериале — 138 актерских ролей с текстом. 

Статисты отработали на съемках 26 тысяч человекодней. 

Кроме исполнителей основных ролей 78 статистов, занятых в ключевых сценах, прошли усиленную военную подготовку в специальном лагере в полевых условиях. 

В группе работали американцы, англичане, австралийцы, новозеландцы, ирландцы и японцы. 

В Австралии, где происходили съемки, было построено более 90 декораций. 

Более 62 тысяч тонн земли было вырыто, чтобы в Австралии воссоздать поля битв на Иводзиме и Окинаве. 

80 тонн белого песка было выкрашено в черный цвет, чтобы воссоздать вулканические пески Иводзимы. 

Команда из 7 человек, используя тяжелое оборудование, для воспроизведения островных джунглей посадила 350 кокосовых деревьев, каждое высотой 12-14 метров и весом 5 тонн. 

Декораторы использовали 6 миль оригинальной сравнительно мягкой телеграфной проволоки военного периода, чтобы создать из нее "безопасную" колючую проволоку, использовавшуюся на съемочных площадках боевых действий. Каждая колючка была сплетена индивидуально и нанизана на проволоку вручную. 

Для съемок было сшито 3 тысячи униформ американской морской пехоты времен Второй мировой войны из специально сотканной ткани, сходной с оригинальной. Для этого были использованы станки времен 1940-х годов, сохранившиеся в Индии. 

— Но как показывать войну на экране без ложного пафоса, без набора штампов, которые отличают многие военные фильмы? 

— В годы войны Голливуд фактически прославлял войну для того, чтобы население более охотно покупало облигации военных займов. Плюс нужно было поддерживать высокий дух на домашнем фронте. Проще говоря, это была чистая пропаганда, наверное, необходимая в тех условиях. Голливуд говорил: "Мы должны победить. И мы победим!" Вот такая война — сплошной героизм и слава. 

Я не вижу ничего славного в войне. Как, впрочем, и ветераны, которые ее пережили. Я хочу поднять художественную планку военного кино, одновременно опустив планку пафоса. Больше всего мне не нравятся стереотипы в показе войны. Я старюсь всячески избегать их. И настаиваю, чтобы актеры, играющие воинов, уважали своих персонажей, невзирая на то, как они сами относятся к войне как таковой. 

Я хотел, чтобы мои военные фильмы подводили к дискуссии о том, есть ли место благородству на войне. Когда снимал "Спасти рядового Райна", меня занимал вопрос: "Морально ли рисковать жизнью восьмерых солдат для спасения жизни одного?". Это для меня куда важнее, чем сами боевые действия. Но когда воспроизвожу сражения со всем реализмом насилия, крови и смерти, я в первую очередь хочу восстановить чувствительность зрителя, особенно молодого, к насилию. Эта чувствительность практически полностью утеряна сегодня, когда в теленовостях сплошные убийства и война. А в реальной жизни школьники стреляют в школьников! 

Но показывая смерть и насилие, я стараюсь не уходить от того, с чем сталкивается человек на войне. Есть черта, за которую переходить нельзя. Возьмите тот же "Тихий океан". Это жестокий фильм. Но он и предельно честный. Да, нам нелегко на это смотреть, но солдатам было так же трудно. 

— Стивен, ветераны и люди моего, скажем, поколения поймут ценность ваших военных фильмов. Но как достучаться до умов и сердец молодежи — поколения интернета и "Аватара"? Ведь их порог внимания — это в лучшем случае несколько секунд? 

— Когда я ставлю или продюсирую военные фильмы, понимаю, что они не для всех. Если говорить о "Тихом океане", то ряд серий детям до определенного возраста вообще нельзя смотреть. Хотя, с другой стороны, телевидение и видеоигры полны насилия, которое совершенно притупляет чувство сопротивления нормального человека этому насилию. После определенной дозы он уже перестает на насилие реагировать. 

Мои фильмы — не учебное пособие, а мы не профессора, наставляющие: "Вы должны учиться на этом!" Мне важно поделиться историями, услышанными от реальных людей, и надеюсь, что эти истории западут в души молодых людей, чьи сверстники совершили великое жертвоприношение 65 лет назад. 

Не согласен с тезисом о маленьком пороге внимания. Думаю, что именно благодаря интернету у молодых людей куда больший порог внимания, чем в то время, когда взрослел я. 

Посмотрите, сколько времени они проводят у экрана без всякого перерыва. Когда они не делают уроки, они бесконечно рыскают по интернету. Средства коммуникации абсолютно доступны. Другое дело, чему они служат? Кто-то пропускает реальную жизнь, сидя у экрана компьютера. Но я надеюсь, что, посмотрев хотя бы часть серий моего фильма, молодой человек или девушка захотят получить дополнительную информацию о Второй мировой войне. Мы постарались, чтобы библиография по этому вопросу в Сети была доступна для всех желающих. 

— Когда-то, после "Списка Шиндлера", "Спасти рядового Райна" и "Братьев по оружию", вы говорили, что исчерпали свои возможности рассказывать истории о войне. И вот — "Тихий океан". 

— Если мне предложат историю, которая будет проситься на экран, я ее расскажу. Но эта история должна захватить мое воображение, меня должна обуять страсть сделать это. Для меня важна не политическая актуальность, а художественная ценность. Ведь я должен отдать этому года два своей жизни. Если бы кто-то прислал мне сценарий "Повелителя бури" (лауреат "Оскара" за 2009 год.— "О"), то я наверняка бы увлекся этим сюжетом, как им увлеклась Кэтрин Бигелоу (постановщик картины.— "О"). 

Для меня счастье начинать каждую новую работу. И фильмы, которые я снимаю, в том числе картины о Второй мировой войне, появляются потому, что я хочу рассказать именно эти истории. 

Его война

Тема войны — одна из ключевых для режиссера Стивена Спилберга. Он, как никто из современных режиссеров, умеет сделать патриотику привлекательной для массового зрителя.

"1941" (1979) 
Впервые в большом кино темы войны Спилберг коснулся в комедии "1941", где высмеял паранойю по поводу возможной высадки японцев в Калифорнии еще до Перл-Харбора. К японцам и войне в Тихоокеанском бассейне, где воевал его отец, режиссер еще вернется в фильме 1987 года "Империя солнца". Но потом на долгое время его мысли будет занимать война на европейском театре в разных ее проявлениях. 

"Список Шиндлера" (1993) 
Снятый по книге Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера", становится обладателем семи премий "Оскар". К этой картине режиссер готовился 10 лет. Фильм о немецком бизнесмене, который спас больше тысячи польских евреев, наняв их для работы на своей фабрике, стал самым дорогим и самым успешным черно-белым фильмом XX века: он обошелся в 25 млн долларов, а мировые сборы составили 321 млн долларов, в том числе 96 млн — в американском прокате. Спилберг отказался от гонорара за фильм: на деньги, заработанные фильмом, он основал фонд "Шоа", деятельность которого состоит в сохранении письменных свидетельств, документов, интервью с жертвами геноцида, в том числе холокоста. 

"Спасти рядового Райна" (1998) 
Отряд из восьми человек отправляется в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райна, участвующего в высадке войск на побережье Нормандии. Монтаж фильма был признан новаторским: некоторые эпизоды (атака пулеметного расчета, оборона Роммеля) вошли в основу сюжета множества компьютерных игр. Эпизоды с высадкой на побережье Нормандии были творчески повторены в фильме "Враг у ворот" (2001) Жан-Жака Анно и дилогии "Флаги наших отцов" и "Письма с Иводзимы" (2006) Клинта Иствуда. 

"Братья по оружию" (2001) 
Мини-сериал, основанный на книге Стивена Амброза "Братья по оружию", рассказывает о боевом пути роты 506-го парашютно-десантного полка 101-й воздушно-десантной дивизии США и одного из ее офицеров, Ричарда Винтерса, от тренировочного лагеря до конца войны. Сериал имел огромный успех во всех странах, где был показан, в том числе и в Германии. Сделан по заказу кабельного подписного телеканал HBO, который выделил 140 млн долларов на постановку сериала из 10 частей. Продюсеры сериала — Стивен Спилберг и актер Том Хэнкс. 

"Тихий океан" (2010) 
Новый эпический сериал по книге Роберта Леки "Каска — моя подушка", состоящий из 10 фильмов, продюсеры — Спилберг и Хэнкс. Идет на канале HBO в разных странах мира, рассказывает о боевых действиях на небольших тихоокеанских островах. В центре повествования — судьбы трех морских пехотинцев США — Роберта Леки, Юджина Следжа и Джона Басилона. Леки и и Следж выжили и даже написали книги о своем тяжелом опыте, а Басилон, в одном из боев уничтоживший более 100 японцев, убит на Иводзиме. Постановка сериала обошлась, по некоторым данным, в 200 млн долларов.

Сергей Рахлин, Лос-Анджелес 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе