«Всё и сразу», здесь и сейчас

Новая криминальная комедия в духе Гая Ричи примиряет жанр с российской действительностью

В прокат выходит криминальная комедия «Всё и сразу» Романа Каримова — вариация на Гая Ричи и Петра Буслова на территории «Реальных пацанов».

Кадр из фильма «Всё и сразу»: kinopoisk.ru

Два типичных лоботряса из российской глубинки Дэн (звезда «Горько!» Александр Паль) и Тима (Антон Шурцов) получают возможность хорошо подзаработать не совсем легальным путем — местный бандит предложил инсценировать ограбление подставного наркокурьера. Опасностей вроде никаких, а перспективы самые радужные.

Однако, как всегда бывает, в четко продуманный план вмешивается господин случай, и всё летит к чертям. Молодые люди надеялись кардинально изменить жизнь, и им это удалось — но совсем не в том направлении, как планировалось.

Режиссер Роман Каримов, которого многие наверняка помнят по культовой комедии «Неадекватные люди», взявшей главный приз фестиваля «Окно в Европу» 4 года назад, с удовольствием рассказывает историю, как у него возникла идея «Всё и сразу». В 2011 году второй каримовский полный метр «Вдребезги» показали на «Кинотавре», и среди зрителей был Петр Буслов. Когда Каримов подошел к нему, тот пробурчал что-то неодобрительное, мол, подрасти тебе, парень, надо, детские игры всё это. Якобы именно тогда у Каримова возникла идея поиграть на поле «Бумера», «Брата» и других бандитских фильмов.

Даже если это правдивая история, в конечном результате «ответ Буслову» трансформировался в нечто совсем иное. На всех постерах «Все и сразу» гордо выведено: «От создателей комедии «Горько!», а жанр «пацанская комедия» открыто отсылает к сериалу «Реальные пацаны» — именно в такой системе координат и стоит оценивать новую картину.

Не стоит вестись на легкомысленно-авантюрный синопсис с завязкой, которая набила оскомину еще в позапрошлом десятилетии. «Всё и сразу» использует проверенные схемы, однако самое ценное, что здесь есть, — это правдивая картина провинциальных нравов. Все удачные картины последнего времени, будь то «Горько!» или «Курьер из «Рая», разрабатывают плодотворную жилу несводимости наших реалий под традиционные жанры. Типичные штампы зрительского кино, отраженные в нашей реальности, могут порождать удивительный комический или, при желании, трагический эффект.

Третий фильм Романа Каримова — не просто смешной, а смешной гомерически. Все узнаваемые атрибуты каримовского стиля на месте а этот парень уже в свои 29 лет имеет и собственный стиль, и преданную армию поклонников. Удачно подобранные актеры (даром, что большая часть из них непрофессионалы), уверенная режиссура, точные детали и небольшой, но максимально эффективно потраченный бюджет. Некоторые фразы (вроде того же «Я только хочу грабить и убивать» или «Сумерки» одолжишь?») могут вполне уйти в народ.

Предыдущая картина «Вдребезги», также криминальный триллер из трех взаимосвязанных новелл, была изобретательной вариацией на Гай Ричи и Квентино Тарантино. Но рассказанные там истории вполне могли произойти где угодно и когда угодно. Во «Всё и сразу», как говорят в еще одном хорошем фильме, «всё очень русское».

Нет нужды лишний раз рассказывать, как живет молодежь в российской провинции, как страдает бездельем в отсутствии работы, не видит перспектив и лелеет мечту хапнуть всё и сразу, здесь и сейчас. Однако смешно и правдиво увидеть это в кино пока не удавалось.

«Я не собираюсь слезать с иглы абсолютной творческой свободы»

Накануне премьеры корреспондент «Известий» встретился с режиссером Романом Каримовым и узнал, как ему удается в наших условиях снимать независимое кино и почему не стоит ждать от него новых «Ёлок».

— Полемику с предыдущими «бандитскими» фильмами вы отрицаете?

— Было желание на российской почве поиграть в постмодернизм. Сознательно я этого не делал, но люди сразу угадывают различные отсылки к «Брату», «Кочегару», «Жмуркам». Мне лично не хотелось делать фильм в той стилистике — серьезной, депрессивной. Я стремился сделать что-то позитивнее и полегче. Если и было заигрывание с предыдущей мифологией, то только «подсознательная».

— Идею для сценария вы нашли в интернете — даже специально ездили в Харьков, чтобы выкупить ее у автора. Чем она вас зацепила, много ли пришлось переписать?

— Изначально это была очень «грязная» история, черный-черный Гай Ричи с невероятным количеством трупов — чуть ли не до сорока. Мне понравился сам юмор ситуации, но я переписал диалоги и снизил количество крови, экшена до минимума. Здесь меня интересовали скорее быт, чем погони или драки.

— Все три ваших фильма — это настоящее в западном смысле независимое кино. Не хотелось взяться за что-то более высокобюджетное?

— Я подсел на эту иглу из-за успеха «Неадекватных людей». Благодаря малому бюджету мы смогли даже заработать. После этого я пробовал играть в большие фильмы с крупными продюсерами, два года потратил впустую, пытаясь прийти к какому-то компромиссу, о чем теперь жалею. Я знаю, что могу заработать, пусть немного, но сохраняя абсолютную творческую свободу. Поэтому с иглы слезать я пока не собираюсь (смеется).

— Был период, когда вы занимались проектом «Стартап». Почему от других предложений вы упорно отказывались, а это приняли?

— Продюсер Ирина Смолко — великолепный переговорщик, который умеет убеждать. Но у нее сильное собственное видение, которое мне совсем не близко. Команда была прекрасная, был удачный актерский состав, всё шло хорошо, пока я не осознал, что меня заставляют делать не то кино, которое я хочу.

«Стартап», как «Всё и сразу», — это история, которую я никогда бы не написал сам. Уже в процессе я узнал, что «Яндекс» — это уникальная поисковая система с оригинальным «движком», возникшая даже раньше «Гугла». Меня взяла гордость, что у нас такие люди есть, и мне хотелось сделать позитивный, жизнеутверждающий фильм. Главный момент наших с продюсером разногласий — я хотел очеловечить эту ходульную историю успеха, сделать путь этих айтишников максимально конфликтным и сложным. Отклика я не нашел, поэтому покинул проект.

— Вы один из немногих режиссеров, которые максимально открыты для своей аудитории — устраиваете открытые кастинги, привлекаете волонтеров, есть даже «Яндекс.Кошелек» для благодарных поклонников.

— Можно уже говорить, что кошелек не сработал. Это был эксперимент, который можно признать неудачным — денег он не принес. Я перестал и сайт вести, это только лишняя морока — меня можно найти и через социальную сеть.

А насчет волонтеров. Я сам человек не профессиональный, и полагаю, что энтузиаст может гораздо лучше работать, чем некоторые зажравшиеся профессионалы, отягощенные личными проблемами.

Я люблю снимать актеров-непрофессионалов, потому что уверен: попадание в типаж — это 70 процентов успеха. Остальное — дело техники. На меня обижаются профессиональные актеры, так как я не присутствую на кастингах, его за меня проводят помощники, а я только просматриваю запись. И этого достаточно. Я не верю, что актера надо истязать и ломать, что-то из него вытаскивать. Достаточно просто примерить реплики к его внешности, и если этап пройден, можно выяснять уровень актерской игры.

— Сегодня появились «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Рассказы» Михаила Сегала, приобретшие культовый статус. Михаил Местецкий скоро заканчивает свой «Тряпичный союз», есть много других фильмов, которые одновременно и зрительские, и бунтарские. Вас можно как-то объединить?

— Мы делаем действительно современное кино. С качественной актерской игрой, более или менее с хорошей кинематографией. У Местецкого много прекрасных визуальных метафор. Я вообще считаю его лучшим российским режиссером из ныне действующих.

— Еще один пример в этом ряду — «Горько!» Жоры Крыжовникова. Как считаете, грандиозный коммерческий успех этого фильма может как-то поменять ситуацию в нашем кино?

— Конечно. «Горько!» — это, безусловно, явление, каким, наверное, на каком-то этапе для американского кино стало «Криминальное чтиво». Я очень рад за создателей, они, кстати, помогли нам с «Всё и сразу» в продюсерском плане. Отчасти предпосылки этого успеха были заложены еще на телевидении — сериал «Реальные пацаны», например, но, думаю, Жора его даже не видел — просто идеи носятся в воздухе. Что тут можно сказать? Крутая режиссура, крутой сценарий, удивительно точное попадание в ожидания аудитории.

Есть талантливые картины, однако, удивительно старомодные, как будто их сняли в Советском Союзе. А «Горько!», Сегал, Местецкий — кино более современное, «движовое». Уверен, процесс пойдет по нарастающей, и скоро это станет мейнстримом, и от «старого» — такого «арт-хаусного» или «нафталинового» — кино останутся лишь небольшие островки.

Николай Корнацкий

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе