Я в России везде свой

Никита Михалков: "Я в России везде свой. Я внутри Садового кольца чужой. Свой среди чужих"
"Мы живем в быстрое время, - говорит Михалков. - Настолько быстрое, что нам не хочется тратить его друг на друга". Однако у "Известий" нет повода упрекнуть Никиту Сергеевича в равнодушии. Редкой звезде доводилось давать интервью, привалившись плечом к запертым дверям каннского Дворца фестивалей. Очередное мероприятие форума российских искусств закончилось, и темный французский пролетариат, для которого Михалков - ничто, профсоюз - все, без зазрения совести выставил мэтра (а заодно и обозревателя "Известий" Елену Ямпольскую) за порог. Беседу прерывать не стали. Получился диалог а-ля фуршет. (Хотя настоящие фуршеты наш герой не любит, говорит: "Я же не лошадь, чтобы есть стоя...") Под рокот моря и гомон праздной толпы раскрылся еще один Михалков - теплый, как южная ночь, и бархатный, как осень на Лазурном Берегу.

вопрос: Никита Сергеевич, знаю, что вы на пару дней уезжали из Канна искать натуру. Для чего - для "Утомленных..."?

ответ: Искать-то я искал, только ничего не нашел. В "Утомленных-2" есть морские сцены, но здесь снимать не получится. Больно синее море. А нам нужно свинцовое. Балтика. А может быть, и даже скорее, - Азов. Будет много детей в воде, это опасно.

в: Каких детей?

о: Там по сюжету немцы разбомбили баржу, на которой перевозили детей, и они тонут. В общем, вода должна быть достаточно теплая.

в: Ваш каннский режим предусматривает отдых? Вы плаваете, ходите на яхте?

о: Нет у меня на это времени особенно...

в: А отчего вы так похудели?

о: Спортом занимаюсь. Для картины "Двенадцать разгневанных мужчин" я специально поправился на двенадцать же килограммов, а сейчас вернулся в свой вес. Вообще у меня режим: каждый день либо два часа тенниса и потом занятия на тренажерах, либо пробежка большая, десятикилометровая. Потом - водные процедуры. Если рядом река - то в реке, если озеро - в озере...

в: А если море - в море. То есть встретить Михалкова на каннском пляже в принципе реально?

о: Да, но только так - бульк и обратно. Полежать, позагорать не получается.

в: Правда, что по "Двенадцати разгневанным мужчинам", ну то есть по пьесе Роуза, вы намерены поставить спектакль?

о: Правда.

в: А год назад вы мне рассказывали о своих театральных планах, связанных с Чеховым. Мы еще обсуждали, как бы вам пошла роль Тригорина, и вы признались, что мечтаете его сыграть с Нееловой-Аркадиной...

о: Чехов - обязательно. У меня уже готова вся концепция. Я хочу поставить четыре спектакля - "Дядю Ваню", "Трех сестер", "Чайку" и "Механическое пианино" - и выпустить их все вместе. Пусть идут один за другим, будучи совершенно полярными. И чтобы в них играли одни и те же актеры.

в: Вам явно нравится идея одной команды. В театральных "Мужчинах" актерский состав тоже будет совпадать с фильмом?

о: Да.

в: Значит, вы сами выйдете на сцену. Представляю, какой будет лом... А у вас есть время в театре играть?

о: Конечно, мы не можем играть каждый день, но тем дороже будет спектакль. Я вообще, если даст Господь, мечтаю иметь свою академию актерско-режиссерскую и там экспериментировать, и делать все одной командой.

в: Вы хотите набирать студентов?

о: Нет, не студентов, не абитуриентов, чтобы пять лет их учить, а то, что раньше называлось повышением квалификации. Для людей, которые уже имеют актерское образование, но хотели бы профессионально совершенствоваться. Это очень и очень важно. Во-первых, в социальном плане. Каждый человек, даже если он живет далеко от Москвы, может прислать кассету, я ее посмотрю, и, если он достоин, он сможет приехать и восемь месяцев заниматься мастерством. Плюс речь, плюс пластика, плюс система Станиславского, Питера Брука, Шарля Дюлена и конечно же Михаила Чехова. Ко всему этому еще работа с камерой, привыкание к съемочной площадке... Я читал мастер-класс в школе Ли Страсберга и был абсолютно изумлен тем, что туда пришел Пол Ньюман. Люди, даже очень успешные, абсолютно состоявшиеся, хотят понять что-то новое. Профессией надо заниматься. Актеры, которые снимаются в сериалах, а то еще и в нескольких параллельно, - у них нет на это времени. Четыре дня Киев, два дня Москва, три дня Калининград, текст получают прямо на площадке - и вперед. Ну это же невозможно! Поэтому мне бы хотелось иметь свою школу. Мне обещал Швыдкой и не выполнил своего обещания. Не знаю почему. Но, я думаю, все меняется - изменится и это.

в: На Венецианском кинофестивале вы будете представлять ретроспективу российского кино, а вот "Двенадцать мужчин" в Венецию, к сожалению, не попадают...

о: Мы не могли успеть чисто физически. Съемки закончились в конце мая. Пройти весь постпродакшн за три месяца - значит, гнать халтуру.

в: Когда фильм выйдет на экраны? И когда ждать спектакль?

о: Они параллельно должны выйти - примерно в феврале. Но я пока не зарекаюсь.

в: Кстати, вы задумали антрепризный проект или будете работать на базе какого-нибудь репертуарного театра?

о: Нет, нет, чистая антреприза. Вообще нам нужен большой спортзал. Например, баскетбольная площадка. Там мы и сыграем.

в: Какие планы по "Утомленным"?

о: Сейчас мы должны побыстрее снять "довоенную" Надю - это довольно большой эпизод. Зимой, надеюсь, закончим "Двенадцать..." и с весны влезаем в плотную работу.

в: Сколько она будет длиться?

о: Год.

в: Можно узнать, что будет дальше с комдивом Котовым?

о: Не-е...

в: Ну хоть что-нибудь! Ну пожалуйста!

о: Хо-ро-шо! Все будет хорошо! Сердючка вам расскажет остальное...

в: Ваш автограф стоит под известным письмом против желтой прессы. А ведь вы нечасто становитесь объектом слухов и сплетен.

о: Ну почему же? Обо мне ходят сумасшедшие, бредовые слухи. Будто я... Не хочется даже повторять. Вы поймите: я не против того, чтобы про меня писали. Я - за ответственность. Я говорю: ребята, давайте мы будем на равных. То есть ты написал ложь, я доказал, что это - ложь, ничем не подтвержденная, и ты или твое издание должны заплатить так, чтобы это реально было невыгодно. А когда максимальная сумма иска - сто минимальных окладов, то есть в тысячу раз меньше того, что получает журналист за этот заказ, какой же смысл мне судиться и еще пиарить своим именем их газету?

в: Вы никогда не судились с прессой?

о: Нет, никогда... Пишите, ради Бога. Подсматривайте, если вам интересно, подслушивайте. Я буду защищаться, окружу себя охраной. Это такая игра. Если вы написали и вы правы, я молчу - а что мне остается? Я на вас подал в суд, а вы выиграли. И уже в ответ подаете на меня иск за клевету...

в: И мы содержательно проводим время.

о: Если на кону, скажем, полмиллиона долларов, не говоря уже о репутации, есть смысл бороться. Пресса теряет вес, превращается в сплетню - это неправильно. Это обидно. Про меня в "Известиях" вышла статья - во-от такими буквами в заголовке было набрано слово "Барин".

в: Ага. Кичин, по-моему, написал. Лет шесть назад.

о: Хорошо, что не лет 15-20. А то бы все - я стал невыездным, моя карьера не рухнула бы, но покачнулась...

в: Вы считаете слово "барин" обидным?

о: Я говорю сейчас о контексте. О том, как это слово звучит для ушей советского человека. Хотя вообще в нем ничего плохого нет.

в: Насчет барина. Крестьяне Нижегородской области, где у вас имение и где идут съемки "Утомленных-2", действительно попросили вас построить им дорогу?

о: Попросили, конечно.

в: Запрос трудящихся будет удовлетворен?

о: Мы все равно станем улучшать дорогу для себя, значит, она улучшится и для них.

в: Никита Сергеевич, тут полагалось бы пытать вас на разные скучные темы: СК, Дом кино, "Киноцентр", обиженный Рудинштейн, московский фест... Но у меня к вам совсем другой вопрос. Вы на протяжении нескольких десятилетий остаетесь одним из - а на мой взгляд, так просто самым красивым мужчиной - сначала Советского Союза...

о: Ба!

в: ... а теперь - России. Трудно с этим жить? Трудно все время находиться в центре внимания?

о: Знаете, важно, как ты сам к этому относишься. Это крест определенный. Где бы я ни оказался, люди просят с ними сфотографироваться, дать автограф. Я глубоко презираю своих коллег, которые при этом делают капризную мину и говорят: "Ну, я не могу... Оставьте меня в покое". Я их пре-зи-ра-ю глубочайшим образом! Ты не хозяин своего таланта, тебе Бог его дал как проводнику. И у тебя, гада, Бог его отнимет, если ты будешь так себя вести. Человек, который к тебе подходит с улыбкой, подсознательно уверен, что, если он тебя знает, то и ты его знаешь. Его нельзя разочаровывать. Другой разговор, когда пьяная компания: "А, это ты, иди сюда...". Тут я сразу стекло ставлю между ними и собой.

в: Вы сейчас говорите об издержках популярности. А я спрашиваю, как вам удалось не стать рабом собственной фактуры. Когда все женщины при вашем появлении тают - сколько нужно воли и такта, чтобы блюсти дистанцию...

о: Я не хочу выглядеть кокетливым, не хочу говорить вам: "Что вы, что вы, ничего подобного нет...". С одной стороны, это, конечно, приятно. Это ласкает честолюбие мужское, заставляет быть в форме, держаться, это стимулирует. Другой разговор, что твоя форма - еще и часть профессии, ты ею зарабатываешь. Посмотрите, тридцатилетние коллеги мои как выглядят. Потому что упала на них слава и раздавила... Дистанцию я держу, если хотите, из соображений какого-то класса.

в: Из соображений чего?

о: Класса, класса человеческого.

в: Но вы любите, когда вас любят? Просто: подходит к вам человек, и в глазах - явная симпатия.

о: Так ведь и я его тоже люблю.

в: Всякого?

о: Абсолютно.

в: Как это вам удается? Иван Карамазов, по-моему, говорил: "Не понимаю, как можно ближнего любить...".

о: Да, и еще у Федора Михайловича сказано: легко любить все человечество, трудно любить одного. Но я никогда не даю человеку повод разочароваться. Если он надеется, что его любят, я эту надежду не обману. И чем дальше от Москвы, тем любовь искреннее. Почему я обожаю находиться где-нибудь в русской глубинке? Потому что я там ощущаю себя своим. Я в России везде свой. Я, может быть, внутри Садового кольца чужой. Свой среди чужих. Я не вписываюсь в тусовку.

в: Почему? Вас отталкивают, ревнуют?

о: Да мне самому это неинтересно. Вы придите на любую тусовку - от начала, со всей их гламурностью, и до финала. И посмотрите, какие метаморфозы происходят с людьми. Потом утром все залечивается, отштукатуривается, и ночью опять в бой... Последнее время я много бывал один на природе. Верхом много ездил. Уезжал надолго в поля, в леса, у себя в хозяйстве. И открыл очень интересную вещь: одиночество перед лицом природы так выпукло тебе демонстрирует твои несовершенства, что ощущение стыда приходит за себя самого. Этого не бывает среди людей. С людьми ты защищаешься. Всегда есть кто-то, кто хочет тебя упрекнуть несправедливо, поэтому ты постоянно в броне. А когда один - тут-то и понимаешь, до какой степени ты несовершенен. Меня это открытие удивило, огорчило и обрадовало одновременно...

в: Еще один личный вопрос. Возраст уже чувствуется или пока нет?

о: Как вам ответить? Азарт не исчез. Интерес к жизни не исчез. Иногда мои желания до неловкости не вписываются в мое положение, мой возраст и так далее...

в: Это какие, например, желания?

о: Ну, я не знаю. Карусели, например.

в: Карусели?!

о: Да. Аттракционы. Или стрельба в тире. Какие-то банальности из серии "парк культуры и отдыха". Кто сильнее ударит молотом по башке... Я азартен, мне это интересно, я получаю удовольствие. С детьми мы ругаемся, кто больше мячей в корзину забросил... Если у тебя есть желания - не просто прилечь, а, скажем, сесть в машину, взять товарища, собаку, ружье и уехать, и ночевать в лесу, значит, ты пока жив. Не могу сказать, что я чувствую возраст. Нет, в одном чувствую - у меня меньше пристрастия к выпиванию. Когда-то мне нравилось все это столование: а, давай, накрывай!.. Потому что потом замечательное ощущение, потом приключения какие-то возможны. Теперь я удовольствие от жизни стал получать в основном на трезвую голову. Хотя как можно вернуться с охоты и не выпить полстакана водки? И не повторить два раза? Но все равно меня сдерживает мысль: завтра работать, завтра заниматься спортом. Буду ли я бежать на пятнадцатом уровне или на восьмом? Или я знаю, что можно встать на рассвете, сесть на лошадь и поехать в поля, и для этого лучше лечь пораньше... Хотя если, например, пошел спор в тире - у меня тир в хозяйстве, электронный - тут уж до пяти утра. Кто больше выбьет. Соревновательный азарт во мне очень силен.

в: Вы игрок? В Монте-Карло, скажем, отсюда не ездили?

о: Я боюсь казино. Я попадаю туда не очень часто, и заканчивается это, как правило, неприятным ощущением банкротства.

в: Что вас в жизни тяготит и раздражает?

о: Пустое общение. Иногда его нельзя избежать. Но, к счастью, я уже давно сам выбираю, что мне делать, с кем разговаривать, что снимать, где сниматься...

в: Одиночество легко переносите?

о: Одиночество - нормальное состояние человека, который занят попытками разобраться с самим собой, а через это - разговаривать с людьми. Я не люблю петь в хоре. Моя мама говорила замечательную вещь: "Если тебе что-то катится в руки, подумай - сколько из десяти человек от этого бы не отказались. Если больше пяти - откажись". То же самое написано и в Евангелии - про узкие врата. У меня мгновенно срабатывает стопор: а, туда я не пойду, слишком многим это нравится. Может, это эгоцентризм в высшей степени, а может, самозащита - не знаю.

в: Когда я смотрела сериал Бортко "Мастер и Маргарита", мне пришла в голову мысль, что лучше вас Воланда в нашей стране не сыграл бы никто. Такой силы обольщения ни у одного актера больше нет. Если бы вам предложили эту роль, вы бы согласились?

о: Нет.

в: По религиозным соображениям?

о: По совокупности соображений. Тайна этого романа до сих пор не раскрыта. Умные люди - такие, как Вайда, берут и ставят историю Пилата, например. Или только московскую историю. А соединить все вместе на экране так, как это сделано в первоисточнике, не знаю, кто и когда сможет. Не вижу личности режиссерской, которая хоть на сорок процентов соответствовала бы таланту Булгакова.

в: А вам самому как постановщику эта вещь не интересна?

о: Она мне страшно интересна, но я и себя не чувствую хотя бы на сорок процентов равновеликим Булгакову. Я не знаю, как он это написал, а следовательно, не знаю, как снимать, - признаюсь откровенно. Большое нужно иметь мужество... в лучшем случае, мужество... чтобы на это посягнуть.

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ
ИЗВЕСТИЯ, 01.09.2006

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе