Ярославль в кино: как снимали «Керосин»

ЯРНОВОСТИ продолжают рассказывать о фильмах, снятых в Ярославле и благодаря ярославцам.

Сегодня в кадре — «Керосин» (2019). Режиссер: Юсуп Разыков.


Обыкновенная российская история, в которой, казалось бы, все просто. Есть деревня, есть одинокая старушка, есть ее дочь, выскочившая второй раз замуж, внучка и одиночество в компании с нищетой.


Драма Юсупа Разыкова — острое социальное высказывание на вечную тему: кому на Руси жить? Слово «хорошо» в это предложение не вписывается. Это вопрос, который автор картины (он же режиссер) оставляет открытым.

Ярославская актриса Елена Сусанина, сыгравшая главную роль, в кино, можно сказать, дебютантка. У актрисы впервые большая работа на экране. В последние годы Елена Ивановна и на сцене театра Волкова появлялась редко. В околотеатральных кругах она больше известна как заведующая труппой Первого русского или «добрый эльф» Волковского (так актрису называет молодежь театра).

— Я написал «Керосин» целенаправленно под Сусанину. До этого я уже снимал ее в эпизоде одной из своих картин, — рассказывает режиссер фильма Юсуп Разыков — Она впечатлила меня. Это было стопроцентное понимание: Сусанина — то, что мне нужно! Великая интеллигентность, дисциплина и талант.

И это было стопроцентное режиссерское попадание в сердце зрителя и вместе с тем разрыв шаблонов. Мы так привыкли видеть на экране героев, которые еще «ого-го!». В «Керосине» героиня — старушка, которой уже за 80. Она, пожалуй, единственный персонаж, который проживает всю гамму человеческих чувств не по шаблону. Все на сдержанности. На скупом проявлении эмоций. Поэтому по ту сторону экрана зрительские эмоции начинают зашкаливать.

Сусанина работает одним из самых сложных актерских приемов: органическое молчание. Минимум текста, максимум действия. Про ее героиню все понятно без слов. Как это делает актриса? Ясно, наверное, только двум людям — ярко сложившемуся творческому тандему: Сусанина и Разыков.

«Керосин» стал событием этой карантинной весны. Широкая премьера состоялась в апреле в онлайн-кинотетарах. А вот первый показ картины прошел на «Кинотавре» в Сочи в июне прошлого года. Там фильм получил приз Гильдии киноведов России.

Можно ли считать фильм Разыкова фестивальным кино для понимающей публики? Казалось бы, да. Разыков ничего не говорит прямо, все его смыслы, мысли и сверхзадачи помещены в подтекст. Но здесь не увидишь символизма и прочей фантасмагории. Все просто, без излишеств, а порой и вовсе чересчур скромно. Но ярко, образно, с послевкусием. Вот такой кинематографический оксюморон. А ведь эта история вполне реальна.

— Когда я проходил студенческую практику, я жил в деревенском доме у старушки. С ней мы проводили за беседами много вечеров. Она рассказывала мне о муже, который ей снится и дает разные задания, — вспоминает Юсуп Разыков. — Поросенок был в ее рассказе, магазинчик этот был, ни цыплят, ни яиц, ни бензина не было — это пришлось додумывать.


Ярославская глубинка в ленте соседствует с ярославским же НПЗ. Блеск и нищета отечественной действительности. Фильм получился нашим, местным, родным. Здесь и актеры, которых можно встретить в троллейбусе по пути на работу, и московская трасса во всем ее великолепии, и деревушка неподалеку от города, которую режиссер назвал Порожки.

Критики уже проводили параллель между «Керосином» и «Карпом отмороженным». Но во второй картине героини все же живут в более барских условиях. Дом, в котором выживает бабушка Павла, даже домом не назовешь — хибара без света, воды и прочих благ цивилизации. Поэтому у бабушки есть одно утешение в жизни — сны, в которых ей является покойный муж. Героиня так и живет между двух миров — реальным и сказочным. Эти миры она пытается соединить, но ничего не выходит. И где ей комфортнее — так и остается загадкой.

Автор
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе