Яростный феминизм выбрал тихий гуманизм

Вручены призы Каннского кинофестиваля.
Главный конкурс 71-го Каннского фестиваля не принес больших художественных открытий, но показал хороший средний уровень, который демонстрирует и фильм-победитель «Магазинные воришки» (режиссер Хирокадзу Корээда), награжденный Золотой пальмовой ветвью.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ 


О церемонии — обозреватель “Ъ” Андрей Плахов.


Жюри, в котором подчеркнуто преобладали женщины под началом Кейт Бланшетт, постаралось учесть все требования политкорректности. Так была спланирована и церемония закрытия. Приз за женскую роль объявляли самым первым, и сделать это поручили актрисе Азии Ардженто. Сначала она сообщила, что была изнасилована Харви Вайнштейном прямо на Каннском фестивале, и пригрозила расправой еще не разоблаченным насильникам-кинематографистам, бросая прокурорские взгляды в зал.

Потом выяснилось, что лауреаткой приза стала Самал Еслямова, сыгравшая в казахстанско-российском фильме «Айка» Сергея Дворцевого молодую киргизку, пытающуюся выжить и выбиться из нищеты в похожей на ад зимней Москве. Девушка была изнасилована, родила и теперь не знает, что делать с ребенком, работодатели ее кидают, к тому же преследуют кредиторы, грозящие отрезать пальцы ее сестре. Весь этот повседневный мрак, сопровождающий жизнь азиатских гастарбайтеров в нашей столице, сопровождается головокружительным движением камеры. Это создает ощущение гиперреальности и кошмарного сна. Опытный документалист Сергей Дворцевой уже опробовал материю игрового кино в фильме «Тюльпан», десять лет назад победившем в каннской программе «Особый взгляд». В нем тоже играла Самал Еслямова; принимая сейчас награду за свою вторую роль в кино, она была смущена и растеряна, а сидевший в зале Дворцевой выглядел совершенно счастливым.


Феминистский акцент фестиваля наводил на мысль, что Золотая пальмовая ветвь достанется одной из женщин-режиссеров; на эту роль прочили ливанку Надин Лабаки. Однако ее фильм «Капернаум» получил только стоящий значительно ниже по рангу приз жюри. Это в высшей степени профессиональное кино, в центре которого мальчик из неблагополучной многодетной семьи. Он фактически выброшен на улицу, а тут еще на его попечении оказывается чернокожий младенец. Социальная мелодрама с элементами публицистики слишком давит на чувства и внешние эффекты, но имеет то преимущество перед себе подобными, что не сваливает ответственность за неправедное устройство общества только на богатых. Двенадцатилетний герой подает в суд на своих родителей, вменяя им в вину то, что они рожают детей, будучи не в состоянии их вырастить и прокормить.


Подобную же тему, только от противного, исследует в фильме «Магазинные воришки» известный японский режиссер Хирокадзу Корээда. Здесь мы тоже встречаемся с нищей маргинальной семьей, только фиктивной, где бабушка не родная бабушка, дети тоже приблудные, и тем не менее это микросообщество, промышляющее воровством, оказывается в каком-то смысле более гуманным и даже счастливым. Тихий, скромный фильм вырвался в лидеры и принес Золотую пальмовую ветвь режиссеру, участвующему в каннском конкурсе уже в пятый раз.


Остальные награды оказались более или менее предсказуемы. Марчелло Фонте, сыгравший обаятельного, внешне тщедушного, но внутренне непреклонного собачьего парикмахера в фильме Маттео Гарроне «Догмен», награжден как лучший актер.


Поляк Павел Павликовский получил приз за режиссуру фильма «Холодная война» о трагической любви музыканта и певицы на фоне рассеченной железным занавесом послевоенной Европы.


Большой приз жюри (второй в табели о рангах) достался Спайку Ли за фильм «Черный клановец», поднимающий в историческом и отчасти сатирическом ракурсе проблему расизма в США. Поскольку Голливуд в этом году был представлен в Канне весьма скупо, наградить американскую картину жюри было просто обязано.


Так же как отметить французское кино, хоть и совсем не блиставшее шедеврами. Решение патриотической задачи Каннского фестиваля нашли оригинальное: срочно изготовили дополнительную Золотую пальмовую ветвь, назвали ее специальной и присудили за фильм «Образ и речь» 87-летнему классику-авангардисту Жан-Люку Годару, хоть и живущему в Швейцарии, но являющемуся национальной гордостью Франции.


Как это часто бывает при геополитически мотивированных раскладах, за бортом призового корабля оказался едва ли не лучший в художественном отношении фильм фестиваля — «Пылающий» корейца Ли Чхан Дона. Хорошо, что ему достался хотя бы приз параллельного жюри критики — ФИПРЕССИ.


Только половиной приза за сценарий отметили еще один прекрасный конкурсный фильм «Счастливый Лазарь» Аличе Рорвакер. Вторая половина этого приза ушла к опальному иранскому режиссеру Джафару Панахи за картину «3 лица», где сценарий если вообще существует, то уж никак не является главным достоинством этого во многом импровизированного роуд-муви.

Фестиваль проявил неравнодушие и к судьбам репрессированных кинематографистов. Портрет Олега Сенцова на экране открывал показы программы «Двухнедельник режиссеров», французскими кинодеятелями было написано письмо в поддержку украинского коллеги, каннский директор Тьерри Фремо говорил про Сенцова, объявившего бессрочную голодовку в российской тюрьме, на вручении приза за режиссуру в программе «Особый взгляд» фильму Сергея Лозницы «Донбасс». А официальное закрытие фестиваля началось с того, что Кейт Бланшетт сообщила, что двое режиссеров-конкурсантов — Джафар Панахи и Кирилл Серебренников — не смогли лично приехать в Канн «по политическим мотивам».


Картина Серебренникова «Лето» была хорошо принята, а у французских критиков даже вышла в лидеры оценочного рейтинга, но официальных призов не снискала. Тем не менее сыгравшему в ней главную роль Роме Зверю был вручен неофициальный приз за лучший саундтрек, присуждаемый отдельным жюри. Среди лауреатов премии Cannes Soundtrack Award — Эннио Морриконе и Мишель Легран.


Еще одна награда для российского кино — в программе коротких фильмов «Синефондасьон», которую оценивало жюри под председательством французского режиссера Бертрана Бонелло, второй приз присужден фильму «Календарь» Игоря Поплаухина, выпускника Московской школы нового кино. Благо в центре этой изящной кинематографической миниатюры — интригующий образ женщины.

Автор
Андрей Плахов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе