Заговор против Бондарчуков существует!

Наталье Бондарчук семьдесят!
Трудно поверить, и, тем не менее, это факт…
Наталья Бондарчук.
Фото из открытых источников


С Натальей Сергеевной мы общались единожды. Был уже «Пушкин», но не было ни «Лермонтова», ни «Гоголя». Это следует иметь ввиду при чтении интервью. Но прежде мне хочется поведать забавную историю…



Страничка для дневника.

Гатчинский фестиваль «Литература и кино». Интервьюирование Натальи Бондарчук. Говорит эмоционально, что называется, взахлеб. И вдруг ее прерывают на полуслове и зовут в ресторан. Обед!

- Идемте! В ресторане договорим, - предлагает Наталья Сергеевна.

- Не могу, - смущенно говорю я, - мне еще не выдали талон на обед.

- Ну хорошо, тогда – после.

Бондарчук ушла. Я как неприкаянный стал болтаться по холлу кинотеатра «Победа». Никто мне и не должен был выдавать талон на обед…

Тут появилась Ирина Васильева, руководитель пресс-службы.

- А ты чего не обедаешь?

- Так ведь там же по талонам…

- А, ну это не проблема.

Ирина перехватила свою помощницу Аню Тимофееву:

- Аня, принеси Володе талон на обед.

В кафе «Дубок» (в Гатчинском дворцовом парке, через дорогу от кинотеатра) я оказался неподалеку от Бондарчук. Обед заканчивался. Я за столиком один. Из тех, кто был с Натальей Сергеевной, знал я только Ивана Бурляева, ее сына. Они уже поели – сидели, разговаривали.

Официанты не спешили меня обслуживать. В ресторане столько знаменитостей! Я это прекрасно понимал, и волновало меня только: я застряну в ресторане, а Бондарчук уйдет. Потом ищи ее!

Наталья Сергеевна обратила внимание, что официанты обходят меня стороной. Подошла:

- Вы скоро?

- Да вот видите… Но я… в любой момент!

- Не надо «в любой момент»! Вам что, второе не подали?

- Да.

Наталья Сергеевна окликнула официантку, но та (не услышав?) ушла на кухню. И Бондарчук, как бы её догоняя, направилась в ту же дверь. Каково же было мое удивление, когда две минуты спустя она появилась с блюдом в руке. Поставила на столик передо мной:

- Ешьте на здоровье!

Я растерялся:

- Наталья Сергеевна! Да что вы!.. Спасибо…

- Ешьте, ешьте!

- Вы не представляете, я же теперь смогу говорить, что на Гатчинском фестивале… (Я споткнулся – так хотелось сказать «меня обслуживала»!) мне второе подала сама Наталья Бондарчук.

- И это будет чистая правда! - И она засмеялась…


Наталья Бондарчук с матерью Инной Макаровой и сыном Иваном Бурляевым.
Фото Владимира Желтова


Большинство россиян фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» видели. В день сто семидесятилетия со дня кончины великого русского поэта его показали по ТВ. При этом пять раз прерывали рекламой, причем, даже в моменты, когда смертельно раненный поэт криком кричал от боли…

На премьерных показах будь то московский кинотеатр «Пушкинский» или петербургская «Аврора», а также на фестивалях: белорусском - «Листопад», на гатчинском - «Литература и кино, на Берлинале - залы кинотеатров были переполнены. Картину закупили Украина, Болгария, Сербия… Как говорит режиссер, ее «Пушкин» медленно, но верно шагает по планете.

На Гатчинском фестивале Наталья Бондарчук удостоилась приза с нетрадиционной формулировкой - «За попытку пережить сегодня трагедию последних дней Александра Сергеевича Пушкина». (Пережить бы так эту трагедию тем, кто бездумно и бессовестно, я бы сказал, преступно размещал рекламу при показе картины по ТВ!)

Еще не стих гром аплодисментов, а Бондарчук уже «пытается переживать трагедию последних дней двух других русских гениев – Михаила Юрьевича Лермонтова и Николая Васильевича Гоголя.


Наталья Бондарчук дает интервью.
Фото Владимира Желтова



«На полотне ближайший к Христу – Гоголь»

- Наталья Сергеевна, если фильм о Лермонтове можно рассматривать как логическое продолжение фильма о Пушкине, то Николай Васильевич в вашем варианте величина самостоятельная?

- Нет, в сценарии «Пушкин» были «гоголевские» сцены. Так получилось, что они впоследствии оказались за пределами фильма. Но они войдут в книгу, которую я готовлю параллельно с работой в кино.

«Пушкин» - 1836-й год. Именно в это время Александр Сергеевич возлагал огромные надежды на созданный им литературный журнал «Современник». Ближайшим его сподвижником и был Николай Яновский-Гоголь. Он был на 10 лет младше Пушкина и обладал достаточно ярким публицистическим талантом. Но подвел Пушкина! Слишком резко себя проявил! А в то время Александр Сергеевич как раз не хотел ни с кем ссориться. И этот их первый разлад послужил причиной того, что Гоголь уехал за границу. Узнав о смерти Пушкина в Париже, он сказал: «Все лучше, что было во мне, умерло вместе с ним». Гоголь был верен Александру Сергеевичу до конца своих дней. Как известно, он сжег второй том «Мертвых душ», но при этом сохранил переписку с Пушкиным. В тот мучительный для него момент он переложил письма в портфель, и они сохранились. После смерти Гоголя выяснилось, что весь его капитал составлял тридцать с чем-то рублей. И золотые пушкинские часы! Он их хранил всю жизнь. И в творчестве Гоголь оставался верен Пушкину. В январе 1837-го Гоголь для себя решил: отныне вся ответственность за русскую литературу лежит на его плечах. И с этой миссией прожил всю оставшуюся жизнь.

В России всегда были люди, одержимые какой-то сверхидеей. Такой Даниил Андреев, такой Гоголь, Лермонтов безусловно. Из композиторов – Скрябин. Из художников – Николай Константинович Рерих. Люди, которые хотели глобального влияния искусства и культуры на человечество. Им казалось: еще чуть-чуть и красками, звуками, мыслями, они настолько облагородят человечество, что на Земле настанет Золотой век - век, когда будут царствовать истина, справедливость, добро и красота. И Гоголь взял на себя такую же миссию. А когда понял, что в чем-то не дотягивает, решился на самосожжение.

- Фильм «Пушкин. Последняя дуэль» выстроен в неком хронологическом ключе: столько дней до гибели поэта, столько то после. «Лермонтов» может повторить тот же ход. А «Гоголь», наверное, уже нет.

- И «Гоголь» может. И обязательно - жанр воспоминаний! Рассказ обязательно должен вестись не просто людьми, а людьми, любящими героя. В «Пушкине» это Данзас, лицейский друг и секундант. Такие люди были и при Гоголе – его мать, его друзья Данилевский, Смирнова-Россет, знаменитый художник Александр Иванов. Тот самый Иванов, автор монументального «Явления Христа народу». Кстати, мало кто знает, что на полотне ближайший к Христу - Гоголь. Николай Васильевич позировал, четыре эскиза сохранились.


Сергей Безруков в фильме "Пушкин. Последняя дуэль". Режиссер - Наталья Бондарчук



Мережковский считал его сверхчеловеком

- «Лермонтова» уже однажды снял…

- Николай Петрович Бурляев. Коля снял очень интересный фильм. Я играла мать Лермонтова. По бурляевскому «Лермонтову» кто только не проходился! 44 заказных статьи было опубликовано еще до выхода картины! Памятуя о той массированной атаке, я жду абсолютно такой же беспощадной реакции от критиков. Но меня это мало беспокоит. Мне очень нравится, что мой «Пушкин» уже назван народным. Народный фильм! Для меня это большая честь. Надеюсь, и «Лермонтов», и «Гоголь» станут «народными».

- Как там Александр Сергеевич советовал? «Хвалу и клевету приемли равнодушно…»

- Да, «и не оспаривай глупца…» К большому сожалению, дело приходится иметь отнюдь не с глупцами. Беда, но подрывные, разрушительные силы все-таки существуют, и с этим надо считаться. Когда-то существовал заговор против Пушкина, сейчас – упаси Боже меня сравнивать – но сейчас существует заговор против Бондарчуков. И против Федора, и против меня. Это нам досталось по наследству от отца.

- Наталья Сергеевна, каким будет ваш Лермонтов? Я читал, что журналисты разыскали престарелого Мартынова, и он заявил: «Я и сейчас не пожалел бы подлеца».

- Я такого не читала и не слышала. Наоборот, читала, что Мартынов чистосердечно каялся. Пытался себя оправдать. Но Михаил Юрьевич, в самом деле, был – и у меня будет - человеком очень непростым, трудно выносимым в быту. Он странно вел себя с женщинами, очень странно, иногда почти издевался над ними. Но он был предан своей почти утаенной любви к Вареньке Лопухиной. И здесь тоже у меня будут свои откровения, свои открытия, которые безусловно вызовут невероятный всплеск эмоций. Если Пушкин был солнечным поэтом, то Лермонтов, скорее, поэт сумерек. Некое демоническое начало в нем, конечно же, было. Мережковский вообще считал его сверхчеловеком. Отсюда его демонизм, отсюда его взгляд трудно выносимый. Многие современники подчеркивали, что Лермонтов, говоря по-современному, как бы сканировал сознание. Сыграть такое практически невозможно. Но можно ситуацию выстроить так, что образ получится - демонический. Об этом мы со Стычкиным уже говорили.

- Кстати, о Стычкине. Увидев его в «Последней дуэли», я впервые задумался, какого роста был Михаил Юрьевич.

- Такой же маленький, как и Пушкин. Маленький, кривоногий, что отмечали современники. Он упал с лошади, да так, что оказался под ней, и с той поры у него была кривизна в ногах. Он не просто хромал. За сей факт не преминули зацепиться критики Бурляева - Николай Петрович достаточно высок и не кривоног.


Афиша фильма "Гоголь. Ближайший". Режиссер - Наталья Бондарчук



«Второй том «Мертвых душ» еще всплывет…»

- Исполнителя роли Гоголя вы уже нашли?

- Пока что это моя мечта. Но я его себе очень хорошо представляю. Молодой Богдан Ступка – вот идеальный Гоголь! Но, к сожалению, Гоголь до возраста Ступки не дожил.

- Нос у Ступки, простите, коротковат.

- Не очень длинный, характерный для Гоголя, нос зритель бы нам простил. Не простит, если не будет точного попадания в образ. К тому же Николай Васильевич был человек, невероятно артистически одаренный. Он читал свои рассказы так, что Пушкин катался по полу от смеха. И сам при этом даже не улыбался. У Гоголя был удивительный легкий хохляцкий юмор. Мой папа почти всегда, когда смеялся, переходил на украинский язык. «О, це дурни хохлы!..» Что-то в этом роде. Мягкий украинский юмор очень важен для исполнителя роли Гоголя. Может быть, я такого человека найду на Украине. Или хотя бы актера с украинскими корнями. Возможно, с Гоголем будут проблемы, но нельзя обмануться и проиграть фильм.

- Наталья Сергеевна, летаргическая смерть Гоголя, предшествующая физиологической, найдет отражение в картине?

- Да, безусловно. Вы знаете, у меня вообще очень много будет построено в этом фильме на мистике. Потому что такова фигура Гоголя. Третье видение бытия будет постоянно. И постоянное ожидание Гоголем смерти. И ее боязнь. Первый раз он ужаснулся во время рассказа матери об аде, грозящем грешникам. И этот ребячий страх надолго закрепился в его психике, а она у него была очень лабильна, не устойчива. Но назвать Гоголя шизофреником нельзя. Шизофреники достаточно эгоистичные люди, а Николай Васильевич эгоистом не был. В нашем фильме Смерть постоянно будет его преследовать. Мы постоянно будем видеть ее - красивую демоническую женщину. А потом, когда Гоголь решил, что все свои дела земные завершил, он сам ее призовет. Врачи начинают его спасать, а он не хочет жить! Хочет отойти с миром. На мой взгляд, это не самоубийство, а нечто другое, я бы даже сказала: подвиг. Я согласна с Булгаковым в том, что рукописи не горят. И второй том «Мертвых душ» Гоголя где-то когда-то всплывет. Может быть, в голове какого-то молодого художника в отдаленном будущем.

Когда будет завершена работа над тремя фильмами, над триптихом, может быть, и общее название появится… Оно уже есть! «Золотой век». Век Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Именно с них, я надеюсь, начнется интерес других кинематографистов и к другим ярким представителям Золотого века. И можно будет воссоздать картину России такой, о какой грезили лучшие умы. А по воссозданной России можно планировать будущее. Может быть, я такой же идеалист, как, в общем-то, многие наши сограждане, но, я уверена, нужно восстановить разорванную связь времен.


Наталья Бондарчук.
Фото из открытых источников.


Автор
Нетленка Владимира Желтова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе