«Collegium Musicum»: в программе Гендель

Шесть концертов для органа с оркестром Георга Фридриха Генделя в честь 335-летия со дня рождения великого композитора
Шесть концертов для органа с оркестром Георга Фридриха Генделя в честь 335-летия со дня рождения великого композитора, который музыкальный мир отмечает 23 февраля, представил ансамбль старинной музыки «Collegium Musicum» в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла.



Безудержная, полнокровная радость от счастья бытия и кипящая, бурлящая энергия мощным потоком звуков органа и барочных струнных и духовых инструментов устремляются ввысь собора. Приводя в трепет и благоговение перед музыкальным дарованием великого и величайшего немецкого композитора эпохи барокко — Георга Фридриха Генделя, а также его воплотителей — ансамбля старинной музыки «Collegium Musicum» Олега Романенко (Россия) и титулярного органиста Папской базилики Святого Михаила в Мадриде Даниэля Сальвадора (Испания).

В этот вечер прозвучали шесть концертов Генделя для органа с оркестром ор. 7, написанные им в Лондоне в 1740-е — начале 1750-х годов и впервые изданные, как и предыдущие (1738, ор. 4), тем же Джоном Уолшем, но уже в 1761-м, через несколько лет после смерти композитора.

Эти концерты Гендель исполнял как органист в дни Великого поста в перерывах своих ораторий на библейские и раннехристианские тексты в королевском театре «Ковент-Гарден», где до этого ставились его оперы. Он первый, кто перенёс орган — имеющий, судя по всему, шесть регистров и внешне напоминающий современный орган-портатив, на сцену. Ошеломляющей — так назвал игру композитора один из его современников.

Прозвучали Концерт № 1, си-бемоль мажор; Концерт № 2, ля мажор; Концерт № 3, си-бемоль мажор; Концерт № 4, ре минор; Концерт № 5, соль минор; Концерт № 6, си-бемоль минор.
Одна часть в четырёх концертах из этого сборника названа Оrganо ad libitum (буквальный перевод с латинского — «орган по желанию»). Эта запись Генделя, сделанная для себя, предусматривает возможность импровизации первоначально «заложенной» им музыки. Поэтому сегодня партия органа в зависимости от интерпретирующего её исполнителя каждый раз здесь звучит по-разному…

По словам ведущей концерта Наталии Сурниной, «не о всех концертах, которые ассоциировались с ораториями, известно». Среди исключений — Концерт № 2, ля мажор, который прозвучал вместе с музыкально-драматической ораторией «Самсон» в феврале 1743 года. В его первой части Ouverture, монументальной, помпезной «можно даже “услышать” образ её главного героя, исполненного спокойной уверенностью и силой».

Особое место в творчестве Генделя занимают Концерт № 4 к «Оратории на случай», состоящей из духоподъёмных стихов и прозвучавшей в феврале 1746-го, а также написанная немного раньше патриотическая песня «Вставайте, храбрецы!». Это отклик композитора на обострение политической ситуации в стране в связи с попыткой принца Карла Эдварда Стюарда заявить летом 1745 года о своих правах на престол. Его отличает небывало огромная первая часть Аdagio и так же пронизанная трагическими, мрачными нотами третья Оrganо ad libitum, контрастом которым стали вторая и четвёртая Allegro, ликующие в преддверии победы.

А с ораторией «Феодора» (1749), основе сюжета которой лежит история молодой христианской мученицы знатного происхождения, погибшей в начале IV века, и её возлюблённого, недавно обращённого в христианство римского офицера Дидимуса, прозвучал Концерт № 5.

Для какой оратории был написан Концерт № 3, не установлено, остался лишь год исполнения — 1750-й. Как ответила, Сурнина, «второй сборник концертов для органа с оркестров — это парад хитовых мелодий. И не только самого Генделя. Здесь в отличие от первого сборника много заимствованной им музыки».

…Георг Фридрих Гендель. Фактически у него два земных отечества: Германия, где родился (в тот же год, что и Иоганн Себастьян Бах, но только чуть-чуть раньше) и где произошло его становление как музыканта, и Англия, где провёл почти полвека и был удостоен ещё прижизненного памятника. К концу 1752 года Гендель полностью потерял зрение. Волевой, целеустремлённый, но по-прежнему не терявший самообладания, он продолжал в сопровождении оркестра играть на органе абсолютно слепой.

Уже более нескольких столетий звучит его грандиозная вселенская музыка. И как подтверждение незыблемых основ мироздания. И как отображение вечной, небесной гармонии.
Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе