Елена Образцова: Нельзя калечить классику!

У современной оперы две беды - бездарные режиссеры и плохие педагоги. Так считает Елена Образцова, чей юбилей 7 июля, отмечают все поклонники классической музыки.

Накануне праздника примадонна приболела, и звонок «Вечерней Москвы» застал ее в больничной палате, где она проходит курс лечения.

Фото: РИА Новости

- Елена Васильевна, как вы себя чувствуете?

- Сейчас уже лучше. У меня была жуткая пневмония. Понемногу прихожу в себя. Беру обязательства выздороветь, но день рождения проведу в больнице.

- Вы так напряженно работаете – концерты, конкурсы, мастер-классы, благотворительные акции. А отдыхать успеваете?

- Я никогда в жизни не отдыхала и не собираюсь: во-первых, я не умею этого делать, а во-вторых, всегда есть дела, которые надо доделать на отдыхе.

- Одной из главных ваших забот стало создание Международной академии музыки. Как родилась эта идея?

- Я всю жизнь пела с великими певцами, дирижерами, оркестрами, режиссерами. И всегда мечтала передать то, что я знаю и умею именно нашим певцам. Потому что в России певцы - самые лучшие, а подготовка не очень хорошая.

- Разве можно научить кого-то петь?

- Голос дает Господь, этому научиться нельзя. Но для того, чтобы начать петь, надо научиться управлять голосом. Как-то Шаляпина извозчик спросил: «Чем, барин, занимаешься?» Шаляпин ответил: «Я пою». Извозчик засмеялся: «Ну, петь-то мы все поем, а что работаешь?» Пение - это тяжелая работа, громадный труд! Сейчас выпускники консерватории приходят в театр с определенной целью - сделать карьеру. А когда мы учились, мы занимались только музыкой, пытаясь с помощью ее передать тончайшие движения своей души. Мы работали до изнеможения. В «Ла Скала» было девять часов репетиций ежедневно – молодые исполнители это даже не могут себе это представить.

- Вы поете классику и джаз, песни военных лет и «песни моей молодости», играете в оперных и в драматических спектаклях... Похоже, вам подвластны самые разные жанры?

- Оперное искусство гораздо сложнее драматического. Потому что в опере, кроме того, что ты должен играть как драматический актер, тебе надо еще и петь. Ты должен следить за хором, за дирижером. Певец обязан знать историю, литературу, живопись, иностранные языки, на которых поет. Он должен знать творчество разных композиторов, понимать, почему было написано то или иное произведение. Надо знать его до мелочей, прежде чем с ним выходить на сцену… Надо учить громадный репертуар, знать историю костюма. Много чего надо знать певцу, но самое главное – он должен накопить в душе много такого, чем можно поделиться с людьми.

Елена Образцова - Хабанера из оперы "Кармен"


- В последнее время на сцене все больше модерновых трактовок оперной классики…

- Я считаю, что это преступление, а этих страшных людей, которые бездарно и бессовестно калечат классику, преступниками. Эти, так называемые, режиссеры просто убивают оперу. То у них в третьем акте детской сказки «Руслан и Людмила» занимаются любовью. То голая баба бегает по сцене Большого театра. И за это дают престижные театральные премии! Началось все во Франции и в Германии, а сейчас эта зараза пришла к нам. Нельзя калечить классику. Классика должна быть в классической постановке.

- Раньше на конкурсах вокалистов советские певцы получали, как правило, первые премии. Результаты сегодняшних смотров, включая конкурс Чайковского, свидетельствуют о полном провале российской вокальной школы. Это следствие того, о чем вы говорите – утраты педагогических кадров?

- Сами по себе молодые певцы просто замечательные, одаренные. Но чем больше они учатся, тем сложнее для них становится овладеть профессией. Потому что преподают сейчас плохо, хороших педагогов очень мало.

- Вы преподавали в Московской консерватории. А почему ушли?

- Да, преподавала, но в то время у меня было много гастролей, и мне не хотелось оставлять девочек без присмотра. Я считаю, это некрасиво. Надо или работать, или не работать. Поэтому я и ушла.

- Мне кажется, что преподавать имеет право только тот, кто сам прожил долгую и успешную жизнь в театре. А как у нас? Молодой, плохо обученный певец теряет голос, его увольняют из театра, и куда он идет? Преподавать! Что же получается: не умеешь сам – научи другого?

- Вот и результат: вокальное искусство у нас в таком провале, что у меня душа болит. С этим надо срочно что-то делать. Поэтому мне так хочется создать Международную академию музыки, где будут обучать не только певцов, но и педагогов. Я получила поддержку Путина и Медведева, но все это долгое время тонуло в чиновничьем болоте. Недавно дело сдвинулось с мертвой точки, и моя мечта стала приобретать практические очертания. Хорошо бы быстрее, пока еще живы великие мастера, с которыми я пела всю жизнь.

Подробнее: http://vm.ru/news/2014/07/06/elena-obraztsova-nelzya-kalechit-klassiku-256247.html

ИГОРЬ ЛОГВИНОВ

Агенство новостей "Вечерняя Москва"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе