Игорь Сандлер: «Рок — это тоже классика»

Тридцать пять лет назад, с 8 по 16 марта 1980 года, в столице Грузии прошел фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80». 
В первом официальном рок-фестивале в Советском Союзе приняли участие как коллективы, с именами которых принято по сей день ассоциировать отечественную рок-культуру («Машина времени», «Аквариум», «Земляне», «Автограф», «Карнавал»), так и те, к которым время, увы, отнеслось менее благосклонно («Глобус», «Вторая половина», «Слайды», «Лабиринт»). Как бы то ни было, тбилисское «рок-нашествие» стало важнейшим этапом в истории отечественного рок-движения. Одним из лауреатов фестиваля 35-летней давности стала группа «Интеграл». Корреспондент «Культуры» пообщался с клавишником коллектива Игорем Сандлером.    

культура: Каким Вам сегодня вспоминается тот тбилисский недельный рок-марафон? Насколько заметный след он оставил в Вашей жизни? В чем его значение для истории популярной музыкальной культуры нашей страны?  
Сандлер: Несомненно, это было важное и знаковое событие. Тогда я воспринимал его почти как чудо: непостижимым для меня образом организаторы сумели обойти всевозможные препоны — рок в те годы у нас не жаловали. Группа «Интеграл», кстати, на тот момент была единственным в стране профессиональным рок-коллективом, с собственным высокотехнологичным звуковым оборудованием — многие команды, включая «Машину времени», работали тогда на нашем аппарате.


Помимо очевидных преимуществ, «Тбилиси-80» предоставлял участникам возможность просто пообщаться. Хотя на тот момент все конкурсанты кое-что знали о собратьях по цеху (названия «Аквариум», «Автограф», «Диалог» и другие были на слуху), мы, артисты, не были знакомы друг с другом лично. Благодаря фестивалю смогли наладить контакты, установить полезные знакомства. После выступлений грузинское вино лилось рекой, мы с участниками других групп джемовали всю ночь, веселились — словом, была иллюзия бесшабашной молодой рок-н-ролльной жизни. 

культура: «Интеграл» ведь стал одним из лауреатов фестиваля...  
Сандлер: Да, не слабо «зажгли» тогда. Мы ведь были не просто официальной рок-группой — делали настоящее шоу. Помню, летал над залом в парашютных стропах, облепив свой голый череп всевозможными блестками. После чего Бари Алибасов (на тот момент руководитель «Интеграла». — «Культура») не без иронии отмечал: «На лысине Сандлера «Интеграл» взлетел на олимп славы». А журналисты писали, что в этой группе работает инопланетянин... В общем, весело, что и говорить. 


Рок-группа «Интеграл». Игорь Сандлер — крайний справа

культура: Слышал, Вы вынашиваете идею ностальгического «воскрешения» тбилисского мероприятия — по подобию того, как это было устроено в 1994 году в Соединенных Штатах. Тогда там, в рамках масштабной концертной акции, отмечалась 25-летняя годовщина знаменитого фестиваля в Вудстоке. Не будет большим преувеличением сказать, что для истории нашего рока «Тбилиси-80» — это примерно то же самое, что для Америки «Вудсток-69». За чем же дело стало?  
Сандлер: Мешает, прежде всего, моя занятость, сковавшая по рукам и ногам (Сандлер уже не первое десятилетие активно и успешно занимается, помимо музыкальной, еще и предпринимательской деятельностью. — «Культура»). Сейчас ведь кризис, есть сложности в бизнесе. Не уверен, что смогу организовать все в лучшем виде. Хотя вы правы, мысль достойно отметить 35-летие фестиваля имеется... 

Но куда более реальной представляется возможность отпраздновать 50-летие «Интеграла» — возможно, единственного отечественного рок-коллектива, который может похвастаться столь внушительной датой: ведь первый состав был собран в 1966 году. Надеюсь, в 2016-м устроим юбилейный праздник. 

культура: Вне зависимости от того, расположены люди к русскому року или равнодушны к нему, «Весенние ритмы» давно являются неотъемлемой частью отечественной поп-музыкальной культуры — мифологии, если угодно. Но сегодня рок-фестивали стали делом обыденным, в чем-то даже пресноватым и приевшимся. Получится ли сейчас устроить в этой области нечто по-настоящему громкое и статусное — подобное тому, свидетелем чего Вы были в 80-м? Возможен ли возврат к прошлому, или это попросту ни к чему? 
Сандлер: Рок-культура — полностью оформившийся и самоценный пласт музыкального искусства. Это та же классика, пусть и находящаяся по отношению к произведениям подлинных классических композиторов в другой лиге. Равно как джаз и блюз — тоже состоявшиеся направления, которым можно (да, наверное, и необходимо) постоянно воздавать должное. Свидетельством тому — постоянно проводящиеся в разных странах фестивали в области классической, джазовой или рок-музыки. 


Но в том, что касается именно рока, есть небольшой нюанс. Проходящие у нас фестивали — «Нашествие», «Крылья» и им подобные — сбивают фокус в сторону того, что принято называть русским роком. А я, честно говоря, не очень понимаю, что это такое. Настоящий рок не знает национальности — он либо есть, либо его нет.

Мы уже не первый год вместе с Михаилом Менем проводим фестиваль гитарной музыки. И вот это действительно, судя по реакции публики, очень интересно — поскольку не апеллирует к географической составляющей. В рамках данного мероприятия просто выступают замечательные молодые музыканты — причем, как правило, малоизвестные. 

Резюмируя, сказал бы так: каждый фестиваль — абсолютно новый или привязанный к какой-нибудь конкретной календарной дате — необходимо насытить свежей кровью. Ностальгические всхлипывания и слезливые воспоминания в духе «как молоды мы были» сегодня никому не нужны. Память — памятью, но на сцену должны выходить юные и задорные и врезать по полной программе. Дабы при помощи своей энергии раз и навсегда пресечь досужие разговоры о том, что рок-н-ролл мертв. Нет, рок — это вечная тема. Просто к нему нужно найти правильный подход. 

Денис БОЧАРОВ
Автор
Денис БОЧАРОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе