К 100-летию Тито Гобби

24 октября исполняется 100 лет со дня рождения одного из наиболее выдающихся итальянских баритонов 20 столетия Тито Гобби.
 Его имя занимает достойное место в кругу таких титанов как Карузо, Руффо, Шаляпин, Джильи, Каллас, Фишер-Дискау.

ГОББИ (Gobbi) Тито (1913-1984). Итальянский певец (баритон). Родился 24 октября 1913 года в городе Бассано-дель-Граппа близ Венеции в семье коммерсанта. Занимался юриспруденцией в Падуанском университете.
После того, как на его вокальные способности обратил внимание композитор и музыковед Дзанкетта, он стал брать уроки вокала у знаменитого тенора Джулио Крими в Риме. К 1935 году относится его первый полупрофессиональный опыт выступления на оперной сцене – в Губбио он трижды исполнил басовую партию Графа Рудольфа в «Сомнамбуле».

В 1936 Гобби становится победителем международного конкурса вокалистов в Вене, после чего начинается профессиональная карьера артиста, сначала как компримарио в Ла Скала. Его официальный «большой» дебют состоялся в 1937 году в Римском театре «Адриано» в партии Жермона под управлением А.Вотто.

На сцене Римской оперы, с которой певец начиная с 1937 года сотрудничал, практически, всю свою жизнь, он пел партии Марселя в «Богеме» (1938), Шарплесса в «Мадам Баттерфляй» (1939), Щелкалова в «Борисе Годунове» (1939), Жермона (1939), Форда в «Фальстафе» (1940), Родриго в «Дон Карлосе» (1941), Ренато в «Бале-маскараде» (1941) и др. Участвовал также в спектаклях в римских Термах Каракаллы, в основном во второстепенных партиях (Пинг в «Турандот», Данкайро в «Кармен» и др.), в т. ч. в операх Вагнера «Лоэнгрин» (Королевский глашатай) и «Тристан и Изольда» (Мелот). Гастролировал с театром в Берлине (1941, партия Форда).

В годы войны интенсивность творческой деятельности Гобби не снижается. В 1940 в Риети он впервые исполняет партию Скарпиа. В марте 1941 года, наконец, получает свою первую значительную роль в Ла Скала (Де Сирье в «Федоре» Джордано), а спустя год с блеском исполняет здесь же роль Белькоре в «Любовном напитке». В 1941 певец впервые поет в Неаполе одну из коронных партий своего репертуара – Тонио в «Паяцах».


Tito Gobbi as Tonio in a 1946 film version of Leoncavallo's Pagliacci.

В том же году (1941) в Сполето артист выступил в «Адриенне Лекуврер» Чилеа (Мишонне). В 1942 исполнил на сцене Римской оперы заглавную партию в итальянской премьере «Воццека» Берга, а также участвовал в постановках «Лючии ди Ламмермур» (Энрико) и «Весталки» Спонтини (Цинна). В 1943 спел здесь же партию Малатесты в «Дон Паскуале», в 1944 партию Фигаро в «Севильском цирюльнике». В 1943 году Гобби впервые исполняет партию Жерара в «Андре Шенье» на сцене театра в Фермо, в 1944 партию Риголетто в Неаполе и в 1945 там же партию Яго.

Послевоенная карьера артиста развивается весьма успешно. В 1947 Гобби поет Мефистофеля в сценической версии «Осуждение Фауста» Берлиоза в Ла Скала, Иоканаана в Римской опере. В 1948 году дебютирует в США на сцене Оперы Сан-Франциско в роли Фигаро. В 1949 К.Бём приглашает артиста спеть Воццека в Неаполе. В 1950 Гобби гастролирует с коллективом Ла Скала в Ковент-Гардене (Белькоре, Форд в «Фальстафе»). В том же году блистательно выступает на Зальцбургском фестивале в партии Дон Жуана под управлением В.Фуртвенглера с участием Л.Велич, Э.Шварцкопф, А.Дермоты, Э.Кунца, И.Зеефрид (в дальнейшем исполнял на этом форуме также роли Фальстафа в 1957 и Симона Бокканегры в одноименной опере Верди в 1961).

В 1951 в репертуаре Гобби появляется заглавная партия в «Фальстафе», которую он исполнил в Неаполе. В том же году певец предпринимает вместе с рядом знаменитых артистов (Б.Джильи, М.Каллас, М.Филиппески, Ч.Валетти, Д.ди Стефано) турне по Южной Америке (Монтевидео, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро), где участвует в постановках «Травиаты», «Севильского цирюльника», «Паяцев», «Риголетто» и др. В 1954 дебютирует на сцене Арены ди Верона в партии Амонасро (позднее исполняет здесь в 1955-56 и 1962 гг. партии Яго и Каварадосси).

С 1953 по 1974 Гобби регулярно выступает в Ковент-Гардене уже как приглашенный солист (Скарпиа, Риголетто, Родриго, Макбет, Фальстаф, Яго, Дон Жуан, Граф Альмавива, Симон Бокканегра и др.).

В 1954 состоялся впечатляющий дебют Гобби в Лирик-опере Чикаго (Фигаро). В дальнейшем певец часто гастролировал на этой сцене в течение 20 лет в партиях Яго (памятный спектакль 1957 года с М. дель Монако и Р.Тебальди), Набукко, Родриго, Джека Ренса в «Девушке с Запада», Фальстафа и др.

В 1956 дебютирует в Метрополитен-опера (Скарпиа). В последующие годы поет на главной американской сцене партии Риголетто (1956), Яго (1958), Фальстафа (1966) и др. Выступал здесь вплоть до 1975 года.

В 50-60-х гг. певец продолжает успешно петь в Ла Скала (Джек Ренс, Фигаро, Фальстаф, Скарпиа, Родриго, Микеле в «Плаще» и др.). Особо надо отметить его Фигаро в спектакле с участием М.Каллас и Л.Альвы (1956) и замечательного Фальстафа под управлением Г. фон Караяна с участием Р.Панераи, Л.Альвы, Э.Шварцкопф, А.Моффо, Ф.Барбьери (1957).

В 1956 Гобби спел Фигаро в Висбадене и Цюрихе, в 1957 Амонасро в Термах Каракаллы. В 1957-64 гг. неоднократно появлялся на сцене Венской оперы в партиях Фальстафа (дебют), Скарпиа, Яго и Амонасро. С 1958 выступал в парижской Гранд-опера в «Тоске» (1958, 2-й акт, затем в 1965), «Дон Карлосе» (1966), «Фальстафе» (1970).

В 1960 поет в Ковент-Гардене Макбета, в 1962 Яго, в 1964 участвует здесь же в знаменитой постановке «Тоски» с участием Каллас (этот спектакль Дзеффирелли в 1965 был показан в Гранд-Опера), в 1967 поет Графа Альмавиву.

Среди лучших выступлений 60-х гг. также участие в 1962 в постановке «Триптиха» Пуччини на сцене Ла Скала (Джанни Скикки и Микеле – этими ролями певец завершает свою карьеру на сцене миланского театра), «Вильгельма Телля» в Венеции (заглавная партия), «Набукко» в Сан-Франциско (1964).

Творческая активность певца в конце 60-х – начале 70-х гг. снижается. Среди последних выступлений на оперной сцене партии Скарпиа в Цюрихе и Гамбурге (1975), Фальстафа в Кёльне (1976). В 1977 артист завершил свою сценическую карьеру Фальстафом в Амстердаме.

Последнее публичное выступление Гобби состоялось 14 октября 1979 года в Чикаго в большом гала-концерте с участием выдающихся мастеров оперного искусства (М.Френи, Н.Гяуров, Х.Каррерас, Л.Паваротти, Ш.Милнс, Л.Прайс, К.Риччарелли, Д.Викерс, А.Краус и др.).



Mozart. Don Giovanni Dir. Umbrto Berrettoni


С середины 60-х гг. Гобби пробует свои силы в оперной режиссуре. В 1965 ставит в Чикаго и Ковент-Гардене оперу «Симон Бокканегра», в 1968 «Фальстафа» в Чикаго (во всех этих постановках исполняет заглавные партии). Там же в 1979 году осуществляет постановку «Андре Шенье» Джордано. В 1977 ставит «Тоску» в Торре дель Лаго, в 1978 её же в Метрополитен-опера и Вашингтоне, в 1982 «Плащ» и «Джанни Скикки» в Баварской опере.

Творческое кредо Гобби в этой области хорошо характеризуется собственными мыслями артиста о том, что «постановщик должен помнить, что он не творец, а всего лишь интерпретатор чужих открытий», а «беготня вредит мелодии». Очень актуально и как своего рода приговор современным постановщикам-экспериментаторам звучат такие слова Гобби: «Так называемый ”скрытый смысл“, который придумали некоторые режиссеры, чтобы показать, как ”глубоко“ они проникли в реальный замысел композитора, обычно нелеп и заслуживает только презрения».

Удачно сложилась карьера Гобби в кинематографе, где он мог проявить свой артистизм в полной мере. Он снялся в 26 фильмах. Среди них фильмы-оперы «Риголетто» (1946, режиссер К.Галлоне), «Любовный напиток» (1946, режиссер М.Коста), «Севильский цирюльник» (1946, режиссер он же), «Паяцы» (1947, режиссер он же), «Сила судьбы» (1949, режиссер К.Галлоне).

Скончался выдающийся певец 5 марта 1984 года в Риме.

Гобби вошел в историю оперы 20 века как один из самых блестящих певцов-актеров, обладатель полнозвучного голоса, мастер тонкой фразировки и интонации, способный красиво переходить от маэстозности к лиризму, яркий интерпретатор опер Верди и Пуччини.

Темперамент Гобби впечатляет. С одинаковой силой он воплощал на сцене диапазон страстей от брутальности до феерического комизма. Стилистическое разнообразие артиста восхищало публику. Достаточно вспомнить его Риголетто, где каждая фраза была отточена и выпукло воплощала в себе все чувственно-смысловые оттенки роли, сочетавшие в себе переходы от горького сарказма к мольбе, от мрачной безысходности к надежде. Там, где это диктовалось сценической ситуацией, его артикуляция становилась то необычайно отчетливой и вкрадчиво зловещей, то динамически слитной и чувственно напористой. Впрочем, некоторые современники отмечали, подчас, чрезмерную аффектацию в исполнительской манере певца.

Репертуар Гобби насчитывал около 100 партий, лучшие из которых – Скарпиа (ее он исполнял более 900 раз), Риголетто, Яго, Тонио, Фальстаф, Симон Бокканегра, Джанни Скикки. Среди других ролей можно выделить также Амонасро, Жермона, Макбета, Симона Бокканегру, Вильгельма Телля, Микеле и др.

Пел он и современный итальянский репертуар. Был участником состоявшихся в Римской опере мировых премьер опер «Гора Ивнор» Л.Рокка (1939), «Гекуба» Ф.Малипьеро (1941), «Хозяйка гостиницы» М.Персико (1941) и «Сокровище» Я.Наполи (1958).

Любопытно, однако, отметить, что в сценическом репертуаре певца отсутствовали некоторые харизматические баритональные роли, такие как Граф ди Луна или Дон Карлос («Сила судьбы»). Он никогда не пел эти партии в спектаклях, что было, по-видимому, связано с особенностями их достаточно высокой тесситуры (особенно у ди Луны).

Гобби – автор мемуаров «Моя жизнь» (1979), книги «Мир итальянской оперы» (1984, в 1989 издана на русском языке с послесловием С.Бэлзы), в которых изложил свои взгляды на оперное искусство.

Дискографическое наследие Гобби обширно. Среди лучших студийных записей партии Скарпиа (1953, дир. В.Де Сабата), Тонио (1954, дир. Т.Серафин), Риголетто (1955, дир. Т.Серафин), Фальстафа (1956, дир. Г.фон Караян), Джанни Скикки (1958, дир. Г.Сантини) и др. Особый интерес представляет записанная в лондонском Кингсвей Холле в 1975 году редко исполняемая опера Франко Леони «Оракул», где Гобби ярко спел колоритную партию Ким-Фена (издана фирмой Decca в 1977, дир. Р.Бонинг, другие солисты – Р.Ван Аллан, К.Грант, Д.Сазерленд, Ю.Туранжо).

На фото: Гобби в 1973 году (автор — Allan Warren)

источник



Tito Gobbi in the Te Deum scene
Видео - Карина Короткова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе