Как известные исполнители крадут чужие сочинения

Юрий Лоза вполне бы мог сказать, что почти все музыканты воруют друг у друга мелодии.
Ведь спорить с этим утверждением бессмысленно: факты, или, точнее, даты, ноты и гармонии говорят сами за себя.
© Коллаж/Ridus


Роберт Плант потерял память после аварии. По этой причине он не может вспомнить, с кем «тусовал» полвека назад. Так певец заявил на суде по делу о плагиате. 

Если изложить историю коротко, жадные наследники музыкантов группы Spirit обвиняли Led Zeppelin в плагиате и требовали денег. С их точки зрения, баллада Stairway to Heaven «слизана» с песни Taurus. Несмотря на мнение большинства музыкальных экспертов о том, что о плагиате здесь речи не идет, правопреемники рассчитывали неплохо поживиться на этом процессе, который в последнее время все больше напоминал цирк.


Сегодня в этом процессе была поставлена точка. Судья решил, что плагиата нет.


Стоит отметить, что при жизни авторы Taurus к «дирижаблям» никаких претензий не имели. Тем не менее в «тыринге» идей «отцов хард-рока» обвиняли регулярно, начиная с 1969-го, сразу после выхода первого же альбома. До судов дела не доходили, решались в частном порядке. Спорить-то не о чем: Bring it on Home, Babe I`m Gonna Leave You, The Lemon Song, Black Mountain Side, Dazed & Confused и другие известные композиции «мы уже где-то слышали». Ниже — фрагмент из документального фильма Everything is a Remix, в котором подробно рассматривается проблема заимствований в творчестве «цеппелинов».

Заметим, речь идет не о «каверах» и «ремиксах», столь популярных во все времена. Авторство везде Led Zeppelin указывали свое, и это, пожалуй, главное, что выделяет их из общего числа «ремейкеров».


Скриншот с подробным описанием первой пластинки Led Zeppelin. Обратите внимание на авторство песен


Если бы иск представителей Spirit суд признал, нас, возможно, ожидал бы целый вал разбирательств. В рок и поп-музыке копирование музыкальных идей — весьма распространенная тенденция, и претензии можно предъявить практически всем, даже автору самого узнаваемого гитарного риффа — Ричи Блэкмору, который «подслушал» нужные аккорды у Аструд Жилберто.

Это не самый вопиющий случай из дискографии Deep Purple. Child in Time, например, до боли напоминает трек It`s a Beautiful Day группы Bombay Calling. «Прекрасный день» был опубликован за три года до рождения хита Deep Purple.

Копирования не чуждались Queen, Scorpions, Black Sabbath, Godsmack, U2, Anastacia и многие многие другие известные исполнители. Вот, к примеру, «компромат» на «отцов треш метала» — Metallica.

Вступление в Unforgiven II до боли напоминает творение Iron Maiden Children of the Damned. Ритмический рисунок в Holier than Thou похож на Breakthru Queen. Welcome Home «Метла» «подглядела» у Bleak House в Rainbow Warrior. Ниже — пример «цитирования» Оззи.

Не отставали, разумеется, от своих западных коллег и наши соотечественники. В «тыринге» мелодий особо преуспели представители металической волны восьмидесятых: «Мастер», «Черный Кофе», «Ария». Последнюю и вовсе называют русским Iron Maiden, и не только по причине копирования музыкального стиля в целом. Пар, вроде Prodigal Son/"Штиль", The Apparition/"Зверь", Wasting Love/"Ангельская пыль" можно собрать больше десятка.

Не брезговали подобным подходом и рокеры полегче: Бутусов, Кузьмин, «Диалог», в котором три года работал вокалистом Валерий Меладзе.

«Кино» и вечно живой Цой совершенно оправданно вызывает ассоциации с британскими готами из The Cure. Примеров заимствования Цоя у Роберта Смита можно найти около десятка.

Того же БГ называли «русским Диланом», но мелодии он подслушивал не только у него. В творчестве Гребенщикова видны следы ELO, Patti Smith, Slade, Dire Straits.

Претензии есть практически ко всем, не исключая Андрея Макаревича. Рок-музыка эпохи заката Советского Союза удивительно вторична.

Русское Къюа, русский Айрон Мейден, Борис Дилан… Все точно так, как в нынешнем отечественном футболе, где вместо новых Ивановых ищут русских Месси да Марадон…

Впрочем, не стоит думать, что музыкальная «нелегалка» в разделенном железным занавесом мире шла только в одну сторону. Нет, композиции из стран варшавского договора западные музыканты тоже копировали ничуть не стесняясь. Первым делом на ум приходит песня Льва Ошанина, которая помогла раскрутиться шведскому коллективу The Hootenanny Singers. В этой группе, кстати, начинал Бьорн Ульвеус из ABBA.

Разумеется, есть и более свежие примеры. Двадцать лет назад трек Роберта Майлза Children стал платиновым сразу в нескольких странах. Меломаны без труда узнали в ней мелодию Игоря Ивановича Сукачева, вышедшую годом ранее. Впрочем, этот случай все же стоит особо: итальянец попросил у Сукачева разрешения на использование мелодии.

«Мне позвонили (то ли итальянский исполнитель, то ли группа), которые хотели бы использовать мелодию из песни «Напои меня водой» в каком-то сэмпле там (или что-то такое). Я сказал «да, милости просим, почему нет», — рассказал Игорь Иванович в эфире программы «Достояние республики».

В 2001 греческие готы из On Thorns I Lay «пригрели» мелодию Эдуарда Артемьева «Поход».

Некоторые ситуации и вовсе напоминают анекдот.

Однако приз за самую громкую историю можно смело присуждать Scorpions. В 1994 году, озаботившись судьбой несчастных детишек в Руанде, немецкие рокеры за неделю написали один из своих самых известных «медляков» — балладу White Dove, звучавшую на всех школьных дискотеках того времени. Родителям тогдашних подростков хит показался удивительно знакомым. Дело в том, что под «Девушку с жемчужными волосами» они танцевали «белые танцы» еще в 1969-м, а пластинки венгерских прог-рокеров регулярно появлялись на советских прилавках.

На немецких коллег венгерские музыканты подавать не стали. Более того, даже вместе выступали. Менее громких примеров такого рода можно «накопать» десятки, так что, похоже, рыльце в пушку у многих исполнителей, вот только в суд отправляются лишь единицы из числа композиторов.

Автор
Дмитрий Строганов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе