Хабенский, Башмет и Раппопорт сыграли «Евгения Онегина»

Олимпийцам показали авторскую версию классического сюжета

В Зимнем театре Сочи показали оперу Чайковского «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета. Как рассказал «Известиям» маэстро, главной целью его редакции было «соединение фрагментов текста романа Пушкина с лучшими фрагментами оперы Чайковского».

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Алексей Молчановский

Знаменитая опера сократилась до хитов, а также приобрела две драматические роли чтецов: их исполняли Константин Хабенский и Ксения Раппопорт, одетые в строгие брючные костюмы. Они по очереди зачитывали отрывки из Пушкина, предваряя оперные сцены.

— Эта редакция популяризирует оперное искусство, илюди, которые, возможно, вообще никогда не ходили в оперный театр, после этой постановки захотят туда сходить, — пояснил изданию Юрий Башмет. — Соединить фрагменты оперы и романа было не так просто, это была большая работа и огромная ответственность. Ведь в «Онегине» всё интересно, и музыка, и стихи. И вот — полный зал.


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский

Премьера авторской версии состоялась во время фестиваля Башмета в Ярославле несколько лет назад; первоначально опера задумывалась исключительно как мероприятие на открытом воздухе. Второе пришествие «Онегина» состоялось в подмосковном «Архангельском» — Онегин приезжал в дом Лариных в карете.

В Сочи пленэрная постановка впервые была перемещена в закрытое пространство — и не пострадала: при всех прелестях дворцов и усадеб опера органичнее смотрится на сцене. И с точки зрения акустики лучше: певцам не нужны микрофоны.

Декорациями в Зимнем театре послужила огромная проекция, занявшая весь задник: периодически возникали цитаты из романа, эскизы портретов героев, усадебные интерьеры, звездное небо (при обращении Татьяны «Кто ты, мой ангел ли хранитель...»), листопады и дожди.


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский

Из реальных предметов героям пришлось довольствоваться скамейкой и столиком со стульями. Впрочем, этого оказалось достаточно, а самую первую сцену Ольга (Елена Максимова) и Татьяна (Жаля Исмаилова) и вовсе пропели из ложи в зрительном зале. В дальнейшем зал активно использовал Краснодарский хор: юноши и девушки заполняли проходы, создавая стереоэффект.

Несмотря на травмированную руку, Башмет провел за пультом оркестра «Новая Россия» весь вечер, вдохновляя музыкантов и чтецов. Последние, казалось, были не прочь запеть. Раппопорт нараспев повторяла: «Приди в чертог ко мне златой», а Хабенский допел за Онегина (Андрей Жилиховский) дуэльное «Убит».


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский


Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский

После спектакля публика не торопилась расходиться: Константину Хабенскому была вручена главная награда Фестиваля Башмета — ракушка авторства ювелира Ильгиза Фазульзянова.

— У меня в жизни бывают редкие моменты, когда мы с Юрием Абрамовичем можем фантазировать и делать не так, как все. Это дорогого стоит. Я приехал на фестиваль уже третий раз, и каждый раз мы придумываем что-то новое. Каждый раз это адреналин, который заставляет встрепенуться, открыть себя и, не побоюсь этого слова, повеселиться. — поблагодарил Башмета Хабенский.



Пресс-служба фестиваля/Алексей Молчановский

Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе