«Наутилус Помпилиус» всплыл в буфете

Знаменитая группа отпраздновала 30-летие на сцене и за кулисами

История «Нау» идеально подходит для душещипательного ретроспективного вечера. Уже нет в живых двух знаковых для группы людей — поэта Ильи Кормильцева и кинорежиссера Алексея Балабанова. 

Но есть символ и центральная фигура «Наутилуса», будто совсем не подвластный времени, внешне спокойный как удав Вячеслав Бутусов, который год стоящий в «Ю-Питере» плечом к плечу с экс-гитаристом «Кино», столь же невозмутимым Юрием Каспаряном. Есть выученные наизусть несколькими поколениями песни «Нау», и этого хватает, чтобы красиво и легитимно отметить любую «наутилусовскую» дату.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова

Праздник в столичном «Крокус Сити Холле» назывался «Наутилус Помпилиус». З0 лет под водой». Семитысячный зал был переполнен. Ажиотаж опять повлек за собой клоунаду на входе в здание. Очереди образовались такие, что даже приехавшие за полчаса до начала концерта не успели услышать «Одинокую птицу» в исполнении Бутусова, прозвучавшую в прологе.

Поэтому для многих юбилей НП начался как рок-фестиваль, ибо в первой части вечера «Ю-Питер», воспринимающийся, как некое продолжение «Нау», на сцену выходил редко, а Бутусов сосредоточился преимущественно на конферансе, провозглашая короткие здравицы и объявляя гостей торжества.

Сперва появился «Калинов Мост». «Привет, пипл! Песни «Наутилуса» помогали нам и поднимали в конце 1980-х», — произнес лидер КМ Дмитрий Ревякин и в своем прочтении сыграл две темы «Нау» — «Апостол Андрей» и «Дыхание».

Вышедший следом экс-лидер «Агаты Кристи» Вадим Самойлов, земляк «наутилусов» и один из тех, кто тоже когда-то записывал альбомы с группой-именинницей, начал с собственной композиции «Мы есть то, что мы есть», где выделялся вокал молодой певицы Галины Босой, отчасти напоминавшей Лизу Джеррард из Dead Can Dance.

Самойлов добавил к этому номеру кавер на наутилусовский боевик «Эта музыка будет вечной» и уступил место питерскому «Пикнику». Участники программы чередовали сценические фланги (сцен по сути было две), что еще более напоминало рок-фестивальную логистику.

Лучшее и по-настоящему эксклюзивное случилось в антракте. Завершив первое отделение сетом-трибьютом Алексею Балабанову, «который в течении 25 лет опекал «Наутилус», Бутусов и «Ю-Питер» удалились за кулисы, и вот там-то воскрес исторический «Нау». Скорее, это была сборная свердловского рок-клуба, нырнувшая на 30 лет назад.

В служебном буфете выставили аппаратуру, включая барабанную установку. Ну, как на полуподпольных советских сейшенах в кафе и институтских столовых. Слава взял гитару, за клавиши сел пионер уральского рока, лидер группы «Урфин Джюс» Александр Пантыкин, за барабаны — один из лучших российских барабанщиков Игорь Джавад-Заде, вторую гитару взял Самойлов, а рядом с Бутусовым, как в начале славных дел, встал с саксофоном музыкант золотого состава НП Алексей Могилевский. И они заиграли «Казанову». Сначала для нас, пары десятков человек, приглашенных за кулисы.

Леонид Ярмольник бегал и снимал этот акт на айфон, как юный фанат. Тем же занимались и все остальные: со-основатель «Звуков Му» Александр Липницкий, продюсер группы «Чайф» Дмитрий Гройсман, музыканты «Пикника». После пары репетиционных дублей, «Нау» исполнили упомянутый хит всему залу, оставаясь за кулисами, в буфете.

Публика смотрела прямую трансляцию на пяти огромных экранах, развешанных в два ряда над сценой. В остальное время там демонстрировали настроенческий видеоарт. Обратной видеосвязи с залом у Бутусова не было. И он фактически наугад представил «Машину Времени», ожидавшуюся на сцене после «Казановы». «Машина» вышла по графику. Тут как раз на буфетном телевизоре включилась трансляция из зала.

Момент создался абсолютно киношный. Бутусов и «Нау» стоят в кафе, сматывают шнуры и рассказывают, как признательны своим старшим товарищам из МВ за то, что те когда-то дали им путевку в жизнь и «вывезли на гастроли в Казахстан», а Макар сотоварищи параллельно играют с экрана на 30-летии НП.

В конце своего выступления Макаревич, шутя, подчеркнул возрастное превосходство над юбилярами. «Сейчас мы сыграем песню, которая появилась, когда «Наутилуса», по-моему, еще и не было», — пояснил Андрей, и прозвучала знаменитая хард-роковая тема 1970-х «Кого ты хотел удивить?».

Финал праздника вышел правильным и сакраментальным. Пантыкин за белым роялем исполнил грустную тему «Чего это стоило мне» из последнего альбома «Урфин Джюса». «Ее очень любил Илья Кормильцев», — сказал Александр, и фотографии ушедшего пиита поплыли по экранам. А затем очередью понесся весь набор главных творений «Нау», и в концовке «Прощального письма» («Гудбай, Америка»), как много лет назад, музыканты НП по очереди оставляли сцену, и на ней остался в одиночестве саксофонист Могилевский, чтобы подвести итог протяжным «пароходным» гудком.

Раньше «Нау» после этой мизансцены на бис не выходил. Но сейчас был другой случай. И Слава еще вспомнил молодость, исполнив цеппелиновскую Boogie with Stu, как «когда-то на «картошке». А потом — вне заранее составленного плана — прозвучала и «Я хочу быть с тобой».

Михаил Марголис

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе