Пенсионный рок

Deep Purple опять сыграли в Москве

Любимая группа российского президента собрала аншлаг, сыграв программу своих хитов в столичном спорткомплексе "Олимпийский". Рассказывает БОРИС БАРАБАНОВ.

Возможность подпеть любимым песням российским фанатам Deep Purple предоставляется регулярно. В конце 2009 года, например, свои программы в сопровождении оркестра представили два участника золотого состава британского коллектива — вокалист Ян Гиллан и органист Джон Лорд. Годом раньше Deep Purple выступали в "Олимпийском", а в других залах свои шоу показали еще двое членов "семьи" Deep Purple — Гленн Хьюз и Дэвид Ковердейл (Whitesnake). 

Плюс бесконечные гастроли по стране коллектива Over The Rainbow, совсем уж беззастенчиво эксплуатирующего свое родство с основателем Deep Purple Ричи Блэкмором. "Темным пурпуром" страна не обделена. 

Программа, представленная Deep Purple в нынешнем турне по постсоветским просторам, не привязана ни к какому новому релизу. Ян Гиллан намекнул в "Олимпийском" на то, что команда имеет некоторые планы относительно записи новой музыки, но пока роль самого актуального материала на концертах выполняет пьеса "Rapture Of The Deep" из одноименного альбома 2005 года. Сет-лист концерта в "Олимпийском" был меньше похож на the best, чем, скажем, программа выступления Яна Гиллана с оркестром. Но группа начала с "Highway Star" и в основном представила ожидаемый пересказ альбомов "Deep Purple In Rock", "Fireball" и "Machine Head" — первой обоймы дисков Deep Purple с голосом Яна Гиллана.

Сложно описать сегодняшнее состояние вокала Яна Гиллана, не обидев мэтра. Впрочем, на помощь здесь пришли сами Deep Purple. Роль задника на их концерте выполняло изображение развалин афинского Парфенона. Когда музыканты сами выставляют напоказ полную убийственной самоиронии метафору, поневоле начинаешь искать, что же у них хорошо.

Ничто не способно сбить с курса классическую ритм-секцию Ян Пейс—Роджер Гловер. В бисовой части, после "Hush", басист Гловер сыграл соло, не оставляющее сомнений в его отличной форме. На этом фронте все прекрасно. Гитарист Стив Морс, служащий на месте Ричи Блэкмора уже 17 лет, был стремителен в своих партиях и точен в имитации классика. Клавишник Дон Эйри выдал традиционную порцию эксцентрики, сорвав крики восторга "Подмосковными вечерами", нагнав загадочности мелодией из "Близких контактов третьего вида" и встряхнув фундамент "Олимпийского" глубокими органными басами прежде, чем группа сыграла "Perfect Strangers" — ответ Deep Purple цеппелиновскому "Кашмиру". Эта вещь важна для истории Deep Purple не меньше, чем "Smoke On The Water" или "Child In Time", хоть и написана в эмтивишные 80-е. Ян Гиллан без особой грации уворачивался от необходимости брать ноты нужной высоты, полагая, видимо, что все, что нужно, публика помнит и сама за него споет. Он вообще представлял собой антиграцию, печальный контраст с самим собой еще даже десятилетней давности.

Согласно сотни раз отработанному ритуалу Deep Purple закончили концерт "Smoke On The Water", а потом вышли на бис с эффектной пьесой более чем сорокалетней выдержки "Hush", в которой в качестве увертюры использовали аккорды "Back In The USSR" The Beatles. Закончился вечер исполнением "Black Night".

Нынешний приезд Deep Purple ознаменовался очередной встречей музыкантов с российским президентом. На этот раз Дмитрий Медведев представил им своего сына. Молодой человек даже сыграл с отцовскими кумирами на гитаре. В "Олимпийский" многие отцы тоже привели своих сыновей. Наверняка отцами двигало желание познакомить сыновей с "настоящей музыкой", показать, как ее правильно играют, и вообще передать по наследству некие вечные ценности. Но главный вывод, который юному поколению стоило бы сделать из этого мероприятия, таков: если тебе в молодые годы повезло сочинить десяток хороших песен, они будут кормить тебя, даже когда ты превратишься в полную развалину.

БОРИС БАРАБАНОВ

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе