Очевидно, что щедрая спонсорская помощь банков и крупных предприятий также будет сокращена до минимума. Что мы имеем? «Отелло», вероятно, первая ласточка. Правда, другие московские музыкальные театры большинство запланированных на этот сезон премьер выпустили.
Концертная жизнь Московской филармонии продолжается без сбоев, и следующий крупный проект – приезд оркестра Баварского радио (намечен на март) – пока в силе. Хотя, конечно, ясно, что в искусстве во времена кризиса – как и во всех остальных сферах – выживет сильнейший. Быть может, кризис сработает и с положительной стороны: вопреки расхожему мнению «талантам надо помогать…», бездарности отсеются. Какой здравомыслящий менеджер в условиях кризиса поставит на музыканта сомнительной одаренности?
Таким образом, в этом году мы вряд ли откроем для себя новые молодые имена: ведущие организации, раскручивающие молодых звезд, скорее всего, сосредоточатся на уже имеющихся. Зато открылась новая концертная площадка - Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», он же - бывший Дворец культуры Московского электролампового завода - чистый образец советского дворцестроения с театральным залом с красными бархатными креслами, балконами и лоджиями. Аккурат 31 декабря зал уже успели «благословить» дирижер Теодор Курентзис и режиссер Дмитрий Черняков. Зал выживет, но, скорее всего, только благодаря арендам для неакадемических концертов или представлений, коими, кстати, приходится латать дырки в бюджете и Дому музыки – сейчас, например, в Светлановском зале выступает Сергей Пенкин.
Кроме того, перед министерством культуры стоит нелегкая задача - перенести запланированную на 2011 год сумму на ремон Большого зала консерватории в бюджет 2010 года, так как дата проведения конкурса им. Чайковского утверждена - он пройдет в 2011 году.
Все аналитики предрекают положительную динамику Интернет-бизнесу. На удивление, но Интернет-технологии напрямую коснулись и музыкальной жизни. Уже сейчас можно «посещать» концерты легендарного Берлинского филармонического оркестра. На сайте оркестра открыт цифровой «концертный зал» и организована прямая трансляция. Платная – по фиксированной цене - 9,90 евро. Сложно спрогнозировать, насколько эта услуга будет востребована (цифровой звук несравним с живым), но в условиях кризиса, это, пожалуй, достойная альтернатива.
А организаторы концертов, в целях уменьшения бюджета, могут пойти на хитрость и пригласить исполнителей, которым не требуется гонорар. Например, включить в программу «Симфоническую поэму для 100 метрономов» Дьердя Лигети. Благо, современная музыка подобными находками изобилует. Правда, представление о сегодняшней композиторской культуре у слушателя сложится слишком однобокое.
Марина Гайкович
Независимая газета