XII Музыкальный фестиваль в Ярославле закрыт

Выздоровевший от коронавируса маэстро Юрий Башмет сам открыл заключительный гала-концерт XII Международного музыкального фестиваля в Ярославле, продирижировав "Праздничной увертюрой" Дмитрия Шостаковича.
Е Юн Чой за скрипкой.
Фото: Елена Алексеева


XII Международный музыкальный фестиваль в Ярославле, прошедший в отсутствие своего артистического директора Юрия Башмета, завершил работу. Маэстро смог появиться только на вечере закрытия своего фестиваля, утром получив отрицательный результат теста на коронавирус.


Заявленная программа последнего концерта фестивальной декады не претерпела никаких изменений. Все запланированные участники вышли на сцену филармонического зала им. Л. Собинова: звезда мировой оперной сцены Екатерина Губанова (меццо-сопрано), известная южнокорейская скрипачка Е Юн Чой, арфистка Валентина Борисова, пианистка Ксения Башмет. Симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением дирижера Фредди Кадена сопровождал сольные выступления. В программе значились произведения русских и советских композиторов: Р. Глиера, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Г. Гасанова, Г. Свиридова, А. Петрова.

Юрий Абрамович Башмет, прерываемый аплодисментами, обратился со сцены к приветствующей его публике со словами: "Конечно, гениально, что фестиваль в таких сложных, мягко говоря, условиях, благодаря Русскому концертному агентству, Ярославской филармонии, руководителям города, состоялся. Большое всем спасибо. Спасибо моим коллегам музыкантам. Мы также скучаем по сцене, как и любители музыки, которые ходят в концертные залы. Фестиваль для нас - это еще и какое-то подтверждение самой жизни".

Что говорить о ярославцах, привыкших за 12 лет к ежегодному музыкальному началу мая под флагом Башмета, для которых осенний вариант фестиваля 2020 тем более стал символом возвращения к прежней жизни и стабильности. Не смотря на все преграды, перенос  дат с мая на октябрь, отсутствие многих иностранных музыкантов и коллективов, не приехавших на запланированные выступления, болезнь самого артистического директора Юрия Башмета, очередная фестивальная сессия была проведена. Более того, нынешний расклад объстоятельств предоставил неожиданный выигрыш для слушателя. Ярославская публика по тем или иным причинам заполучила выдающихся артистов, почтивших город визитом и украсивших афишу музыкального форума. Итог фестиваля - стопроцентное выполнение его запланированной концертно-просветительско-образовательной  работы.


Ю. Башмет.
Фото: Елена Алексеева 


Дмитрий Гринченко, директор "Русского концертного агентства", считает: "Самым главным, я назвал бы тот факт, что фестиваль произошел. Мало того, он еще сделал свои шаги вперед в плане развития. Это самое ценное наше впечатление этого года. Чему мы очень рады. Мы собрали тот состав музыкантов, с учетом ситуации, которым даже в нормальный год я бы остался очень доволен. Мы также сохранили в полном объеме все проекты мастер-классов по духовым и барочным направлениям, школу молодых журналистов". 

Само появление недавно переболевшего коронавирусом Юрия Башмета, здорового и, как всегда, обаятельно-остроумного, в стенах Ярославской филармонии было уже счастливым сюрпризом, можно сказать, для всей страны. Его эффектный выход под занавес XII Международного музыкального фестиваля произвел радостный фурор, окрасив весь концерт-закрытие приподнятым настроением, так сказать, с надеждой на будущее. Есть Башмет - есть фестиваль - все хорошо!

Но надо знать Юрия Абрамовича. Одного эффекта маэстро недостаточно. Ему доставляет истинное удовольствие изумлять своих гостей и потчевать своих слушателей новинками. "В каждом фестивале мне всегда хочется преподнести какой-нибудь сюрприз", - издалека начал альтист Башмет. Счастливо обнаруженная миниатюра, никому не известный до последнего времени "Экспромт" для альта и фортепиано Д.Д. Шостаковича оказались Ярославской премьерой, исполненной Юрием Абрамовичем и Ксенией Юрьевной Башмет. Действительно, в программе этого указано не было.


Ксения Башмет за роялем.
Фото: Елена Алексеева 


Поднял общее настроение и Концерт для фортепиано с оркестром дагестанского автора Готфрида Гасанова, I часть которого энергично исполнила Ксения Башмет.

Знаменитое Большое Адажио Арама Хачатуряна из балета "Спартак" выполнило роль оркестрового интермеццо в программе вечера между солирующим роялем и соло скрипки. Немецкая скрипачка корейского происхождения Е Юн Чой после 36-ти часового пути в Ярославль исполнила с оркестром Концерт n 1 Сергея Прокофьева. Когда-то она стала единственной скрипачкой на альтовых мастер-классах Башмета в Италии. С тех пор старший и младший коллеги дружат. В Ярославль худрук фестиваля Юрий Абрамович пригласил ее впервые.

Кульминацией закрытия, несомненно, стало выступление мировой оперной звезды Екатерины Губановой. Ее меццо, глубокое и мощное, вместе с "Весенними водами" Сергея Рахманинова хлынуло в концертный зал. Самоцвет природного тембра певицы и его техническая обработанность, превращались в бриллианты вокального совершенства, способные передать тончайшие оттенки чувств. Трагизм сочинений - "Мертвое поле" из кантаты "Александр Невский" С. Прокофьева, "Зимняя дорога" и "О, родина, счастливый и неисходный час" Г. Свиридова - был высок и благороден в интерпретации Губановой. На пресс-конференции при общении с журналистами оперная дива превратилась в обаятельнейшую женщину, открытую и непосредственную. Она призналась, что в России почти нигде не была и оказалась сраженной красотой Ярославля. По словам жительницы мира в ней поднялась мощнейшая волна "русскости". Не считая далекого детства, она впервые видела Волгу. Представленные ею в концерте авторы, безусловно, несли в себе квинтэссенцию этой русскости, русского культурного кода, и прозвучали очень уместно на вечере закрытия фестиваля.


Екатерина Губанова на пресс-конференции.
Фото: Елена Алексеева 


И уж совсем непредсказуемо последний номер программы был продирижирован опять Юрием Башметом. Приготовленная партитура увертюры к кинофильму "Укрощение огня" Андрея Петрова была "похищена" прямо с пульта Фредди Кадена, который должен был завершить выступление. В кулисах Башмет "прошел", т.е. выучил музыкальный текст и вышел к оркестру. Коллектив, ведомый худруком, буквально, реактивно заряженный энергетикой Башмета, блестяще "укротил огонь".

Дмитрий Гринченко уверил, что все запланированные концерты, сорванные коронавирусом, теперь должны состояться на будущем майском фестивале, тринадцатом, тьфу-тьфу.

Май - это прекрасно, и октябрь в Ярославле - очарователен.

Автор
Елена Алексеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе