Что значит окультурить Россию?

Добрые люди мне говорят: «А чего бы тебе не написать про товарища Мединского, министра нашего культуры? Чего он вообще такое творит как министр!» Имеется в виду, что творит он всякие безобразия. И я подумал, а чего бы действительно не написать? Приложить его, так сказать, в духе критики, невзирая на лица и звания.

И признаюсь, раньше я Мединского тоже очень не любил. На самом деле, все у меня просто внутри переворачивалось, когда я слышал эту фамилию. Так что, если делать критику, то пойдет она от души. Причем, в основном, я не любил его за искажения Истории исключительно во славу русского народа (читай, действующей власти) и за запущенную, в том числе, с его легкой руки охоту за ведьмами под лозунгом «изведем фальсификаторов». Получалось, что сам убежденный фальсификатор, но фальсификатор «за русский народ», он изводил других фальсификаторов-космополитов, как бы не сертифицированных «Единой Россией», - что очень смешно. Но потом интерес к Мединскому как-то пропал, а вместе с пропажей интереса пропала и нелюбовь. Стало все равно.

Потому что: ну, что такое Мединский на фоне всего? Он «один из…», если честно. Ничуть не лучше и ничуть не хуже, чем, например, газета «Культура». Или комитет культуры в Думе. Только что там решили, например, запретить все произведения искусства, где есть хоть капля сочувствия к преступникам. А это значит, что запретили все французское кино с Делоном и Бельмондо. Да и нашего Юрия Деточкина в придачу. То есть удары по культуре наносятся постоянно и просто атомные, чтобы вообще живого места не осталось. Притом, что сама идея, что культурой надо руководить, вместо того, чтобы, скажем, обеспечивать доступ к образованию, она – странная. Непроработанная концептуально.

То ли это означает, что надо тупо планировать создание шедевров на потоке, то ли вмешиваться с бюрократической инструкцией на всех стадиях творческого процесса и отсекать, как говорят скульпторы, все лишнее.

Вот, если гипотетически рассуждать: должна ли была, например, императорская канцелярия руководить написанием Евангелия, или одних львов на арене, пожирающих неправильных евангелистов, достаточно?

И, конечно, деятельность эта не очень конституционная. Отчего то тут, то там возникает призрак цензуры, которая, конечно, у нас не такая экзотическая, как при императорах, но все равно достаточно эффективная и, как известно, формально запрещенная.

Запрещенная-то она, запрещенная, тем не менее, призраки ее бродят у нас постоянно, и последний такой появился на московском книжном фестивале, хотя Мединский в это время как раз отсутствовал. Однако не отсутствовали его заместители и помощники, объединенные понятием «офис Мединского» и воспитанные в духе идеологических установок своего лидера, то есть, наоборот, бдели.

В прицел попали две пьески, из программы интернет-издания Colta.ru. В одной (для взрослых) было, говорят, немного нецензурной брани - а это политически недопустимо, почти крамола, мир может перевернуться, услышав некое слово… А с другой – еще хуже. В экзистенциональной пьесе Олжаса Жанайдарова эксперты усмотрели признаки гомосексуализма, который в нынешней «культурной диспозиции» приравнивается к измене Родине и переходу на сторону Евросоюза – олицетворения голубого зла, как рассказывают многие путешественники.

И, к слову сказать, такие основания, имелись. Специально эту пьесу прочитал. Ведь речь в ней шла о внутреннем мире подушки. Той, которую кладут под голову (а вы о чем подумали?). И подушка та, набитая не пухом, а гречкой, находилось в интимной близости с неким больным мальчиком. Остальное можно додумать. Нестандартная подушка, нестандартный мальчик, пропаганда нестандартности, значит гомосексуальной связи.

Как, наверное, совершенно ужасные смыслы можно додуматьи в любом другом иносказательном произведении искусства. Возьмем Бабушку с Дедушкой, которые сделали «Колобок», чтобы компенсировать отсутствие сыночка. Ачто б стало с этим Колобком, который, как известно, пирог, если бы он не убежал?! Ааааа! Попахивает педофилией. И министерство культуры, если оно подняло идею контроля и руководства на такие немыслимые высоты, не должно оставаться в стороне.

Вмешиваться, вмешиваться и еще раз вмешиваться!

Однако и смерды, которых контролируют, тоже уж не должны оставаться совсем уж колобками. А получилось так, что письмо Министерства, которое все-таки еще не предписание из Прокуратуры и даже, как выяснилось, еще и не от Мединского, который в это время весь в белом занимался пропагандой себя любимого, а всего лишь от его заместителя В. Аристархова, и просто «с рекомендациями», то есть «совет», произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Когда дым рассеялся, обнаружилось, что все с испугу и от возмущения… разбежались. Громко хлопнул дверью Марат Гельман. Прогрессивная общественность, вместо того, чтобы найти способ проигнорировать бесцеремонность каких-то непонятных чиновников с непонятной компетенцией, объявило фестивалю бойкот. А непрогрессивная – лишилась, благодаря прогрессивной, аудитории. Фестиваль, таким образом, благополучно провалился, хотя никого, признаться, не били шпицрутенами, никого не арестовали и никто ничего вроде бы не запрещал. Зато культура, знамо, оказалась спасена, если мы по-прежнему понимаем, что это слово означает. И обязаны мы этим, конечно, в первую очередь… кому? Министру культуру. Ведь он же назвался груздем за все отвечать.

sergmitron Сергей Митрофанов

Liberty.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе