Микрофон и барный стул: что происходит со стендапом в России

История возникновения жанра «стендап» в России
Сегодня слово «стендап» уже не воспринимается российским ухом как нечто инородное — за последние годы зародившийся на Западе жанр успешно пересек океан, обосновался на родине Райкина, Хазанова и Жванецкого, обрел собственные уникальные черты и обзавелся своими героями. «Газета.Ru» рассказывает о том, как стендап-движение развивалось в России, что с ним происходит сейчас, — и приводит пояснения ключевых участников процесса.

Отечественная культура комедии еще с советских времен сверкает яркими именами, знакомыми практически каждому россиянину: Аркадий Райкин, Роман Карцев, Геннадий Хазанов, Виктор Коклюшкин и, конечно, Михаил Жванецкий с Евгением Петросяном. Все они, безусловно, были профессиональными юмористами — но можно ли это назвать стендапом? Вряд ли — все-таки домашние заготовки, прочитанные по бумажке (в случае с Райкиным — еще и с переодеванием в различные образы), пусть прямо в лицо аудитории, пусть с квелым интерактивом (одним из первых работать с залом стал Ян Арлазоров) — это не стендап.

«Райкин, Хазанов, Карцев — это скорее артисты разговорного жанра, юмористы, — размышляет резидент шоу «Stand Up» Нурлан Сабуров. — Конечно, их выступления отчасти можно считать предпосылками появления стендапа, ведь каждый понимает его по-своему, но все же это немного другая история. Плюс не надо забывать про особенности советского политического режима.

На Западе свобода слова тоже появилась не просто потому, что так решило государство. Комики чувствовали, что телевидение выглядит слишком чистеньким и прилизанными, и начали с этим бороться, позволять себе больше. Однако в СССР с учетом цензуры это было невозможно».

Стендап, как показал опыт работы Джорджа Карлина, Энди Кауфмана, Луи Си Кея, Джимми Карра и других зарубежных комиков, это когда в нерв не стесняются лезть бор-машиной, не задумываясь об анестезии. И не подглядывая в бумажку, потому что стендап — это не читка сценария, а разговор со зрителем с глазу на глаз. Струящийся поток мыслей, его боль, проблемы, комплексы, страхи и радости. Общество должно быть готово к такому жанру.

На западе стендап развивается давно, и до России доходили лишь пространные отголоски его успеха. Так, о великом Энди Кауфмане мы узнали только из фильма Милоша Формана «Человек на Луне», где образ бога троллинга воплотил Джим Керри.

Однако — несмотря на безусловные заслуги юмористов постсоветского периода — стране нужна была свежая кровь. Новая энергия, подача, иной подход к разработке и развитию темы. Особый уровень откровенности при общении со зрителем. Наевшаяся фейковыми ток-шоу страна жаждала видеть перед собой людей, готовых говорить прямо, открыто.

Одними из первых эту дорогу начали протаптывать резиденты «Comedy Club». Некоторым короткие монологи Павла Воли пришлись по душе, другим они показались вопиющей безвкусицей.

Так или иначе, постепенно ночные эфиры ТНТ стали наполняться практически беспримесными комедийными стендап-шоу. Программы «Убойная лига» и «Смех без правил» стали первым подобным опытом — там был и абсурдный юмор, и парадоксальный, и экспериментальный, и традиционный. Многие эти проекты уже подзабыли, но свою важную задачу они выполнили — посеяли зерно, давшее обильные всходы в виде расцвета стендапа в России.

Почти все комики их тех первых передач оказались востребованными: Антон Борисов работает с Иваном Ургантом, Денис Косяков пишет сценарии, снимается в кино и сериалах, Руслан Белый снял собственное стендап-шоу «Комик в городе», некоторые артисты обосновались в «Comedy Club».

Сегодня жанр активно шагает по стране и одним ТНТ, разумеется, не ограничивается. В каждом городе живут и растут собственные лиги, открытые микрофоны (клубные площадки, где каждый может выйти и прочитать монолог) и масса одаренных артистов.

На ютьюбе свои выступления выкладывают молодые и весьма дерзкие комики, не стесненные рамками, в которых существуют центральные телеканалы: Данила Поперечный, Юрий Хованский, Эльдар Джарахов и многие другие. Существует масса не очень раскрученных, но безусловно талантливых стендаперов, которых не показывают по телевизору, но чье творчество легко можно оценить в сети: Идрак Мирзализаде, Василий Медведев, Александр Долгополов, Денис Чужой, Костя Пушкин (тот самый из «Смеха без правил») и Михаил Шац, экс-ведущий «Хороших шуток».

Важно, что одинаковых среди них почти не бывает. Выживают только яркие индивидуальности. Недостаточно быть честным и хорошим парнем с отличным чувством юмора. В стендапе приветствуются нездоровый уровень цинизма, аномальная самоирония, черный юмор или самокритика — каждый выбирает свой метод достучаться до публики.

«В интернете принято ругать русский стендап. Несколько лет так же ругали русский рэп, но потом однажды в течение месяца по мощному альбому выпустили Оксимирон, Скриптонит и ATL, и критики потихоньку успокоились. Рэп вышел за собственные границы и стал музыкой номер один, — считает стендап-комик Денис Чужой. — Думаю, так же будет и со стендапом. К людям, которые хотят смешно доносить свои взгляды на жизнь, прислушаются и понесут им деньги. Наверное, пока не хватает пары прорывных концертов, которые бы заткнули критиков».

На его взгляд, «в целом жанр в России уже в порядке».

«Есть хорошее шоу на ТНТ, но туда уже не помещаются все классные комики. Значит, они вывалятся в шоу-конкуренты и в интернет. Прелесть стендапа в том, что это невероятно дешевый в производстве жанр, — продолжает он. —

Это не КВН, где нужно вырезать из гипсокартона красивые декорации, привезти трезвого красивого ведущего и позвать руководителя комитета по молодежи и туризму. Нужны только микрофон, барный стул и минералка (да и то без последней можно обойтись). Значит, прокачиваться в этом может почти любой желающий.

Сегодня вы знаете десять комиков, а завтра от них будет не продохнуть. По крайней мере, хочется верить».

Комик шоу «Stand Up» Слава Комиссаренко называет стендап «самой широкой формой юмора», у которой «могут быть сотни проявлений».

«Это может быть умный стендап или же актерский с большим количеством гэгов, как у Джима Керри. Один человек может выходить на сцену и говорить на какие-то общественно-политические темы. А другой после него на той же самой сцене огромной кувалдой бить по арбузу. И это тоже будет стендап, — говорит Комиссаренко. — Поэтому мы можем говорить о том, что в стендапе может быть сатира. Однако если задуматься, какой процент от общего выступления она занимает, то, наверное, небольшой».

По словам креативного продюсера шоу Руслана Белого, «юмор можно считать формой социальной коммуникации».

«Вы никогда не задумывались о том, что в корне шутки всегда лежит правда? Поэтому в последнее время очень часто стали обижаться на юмор. Ведь мы говорим правду. А она зачастую обижает, — подчеркивает он. — Стендап всегда должен олицетворять то, что думает автор. Шутка всегда должна вызывать споры. Потому что на комика ходит только его зритель. Тогда концерт получается действительно откровенным и качественным».

Коллега Белого и резидентка «Stand Up» Юлия Ахмедова полагает, что настроение общества влияет на настроение стендапа, потому что «комик через призму себя пропускает происходящие вокруг него события».

При этом мало кто из стендаперов работает в исключительно развлекательном ключе. Практически у всех есть публицистический запал и необременительная жизненная философия, но при этом нет токсичного снобизма, который отталкивает зрителя.

Публика всегда чувствует, когда с ней разговаривают снисходительно, — у стендаперов такой привычки нет.

Да, комик открывает дверь в дом слушателя ногой, но только потому что считает его старым приятелем, с которым можно поделиться сокровенным, обнявшись за столом на кухне. При этом он не поучает, не морализаторствует, не навязывает собственное мировоззрение. Просто, как хороший продавец, комик предлагает зрителю несколько пар очков для осязания действительности. Принимать новую оптику или нет — каждый выбирает сам. Он лишь на первый взгляд беспредельщик и грубиян, на самом деле — деликатный и внимательный к слову хулиган-интеллектуал. Глядя на раскованное и порой вальяжное поведение Славы Комиссаренко, Тимура Каргинова, Стаса Старовойтова и других, в это сложно поверить.

В то же время стендаперы чрезвычайно внимательны. То, что мы видим по телевизору в их исполнении, — не поток сознания, а отточенный на открытых микрофонах — опен-майках — материал с четкой композицией и концепцией. Фактически — литературное произведение, жанровые границы которого расшатаны едкими репризами и колкими шутками.

Еще Аркадий Райкин доносил до доброго зрителя в девятом ряду простую истину: «Бесконфликтная литература — изобретение недоумков». Время чуть скорректировало цитату классика: судя по темпам развития стендапа в России, бесконфликтному юмору тоже пора на покой.

«Очень важно не выглядеть искусственно и не говорить то, что идет вразрез с твоим внутренним я, — уверен Нурлан Сабуров. — Зрители должны чувствовать искренность. Если тебя действительно беспокоит какая-то проблема, а самое главное — ты можешь про нее смешно пошутить, это один разговор.

Многие хорошие западные комики, например, могут во время выступления высказать непопулярное среди большинства мнение и благодаря удачной шутке изменить реакцию аудитории с негативной на позитивную. Это и есть настоящее искусство. А если ты просто говоришь то, что люди хотят услышать, какой в этом смысл? Опять же: если ты действительно считаешь так же, как и остальные 90%, в этом нет ничего критичного. Важно только не переобуваться в воздухе, а оставаться собой».

Новые выпуски «Stand Up» выходят на ТНТ по воскресеньям в 22:00. Большой концерт участников шоу пройдет 29 сентября в Crocus City Hall.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе