Русский узор на широкую ногу

Вышивание в Переславле-Залесском давно поставлено на поток. Город держит марку На конвейере такие узоры, что крепостным кружевницам и не снились.

– Когда начинаешь говорить о вышивальном производстве, все представляют какие-то швейные машинки, – говорит главный инженер переславской вышивальной фабрики «Новый мир» Александра Боброва. – Никому и в голову не приходит, что станки здесь просто огромные. У нас машина, например, 10 – 15 метров в длину, 4 в высоту, да еще в два яруса.


ТКУТ СРАЗУ 680 ИГОЛОК

Цех кажется бесконечно длинным. Станки стоят в одну шеренгу, с расстоянием чуть больше метра. Их тут несколько десятков – огромных механизмов, способных делать вышивку на многометровых рулонах ткани. В каждом станке по 680 иголок и 680 челночков. Если требуется что-то поправить в верхней части механизма, работницы залезают на «второй этаж» – узенькую площадку, идущую вдоль корпуса станка почти на высоте человеческого роста.


– Когда все станки работают, здесь такой шум стоит! – рассказывает Александра Семеновна.


Сегодня в цехах стало тише. Нет прежней загруженности, заказчик пошел не тот. Да и наплыв дешевых импортных изделий выбил предприятие из колеи. А четверть века назад фабрика работала в три смены, из года в год перевыполняла план и все равно едва покрывала потребности страны.


Неизменным осталось одно: Переславль как был центром отечественного вышивального производства, так им и остался. Город не сдал позиций ни при царе, ни при компартии, ни в новое время. У самой крупной по своему профилю фабрики страны долгая история.


– Здесь 73 машины работали на всю катушку, – объясняет главный инженер. – В ту пору даже в Москве всего штук шесть таких имелось. Да и то старых. Ну, еще три похожие модели стояли во Львове. В остальных местах работали именно на «машинках». У них совершенно другое устройство и площадь рабочей поверхности. Как раз они-то и напоминают швейные. Такие можно встретить сегодня где угодно. Частники делают аппликации, нашивки, вышивку на кепках, футболках. А у нас совсем другое дело. Мы выпускаем метражные вещи – это вышитая ткань. Представьте себе рулоны в десятки метров длиной и полтора-два и более – шириной, где каждый сантиметр покрыт уникальным узором. У одного рулона один рисунок, у другого – другой.


– Все оборудование всегда было импортное. Первоначально это были машины ручной и механической вышивки, – продолжает рассказ Александра Семеновна. – Я с 1972 года здесь работаю, машины ручной вышивки уже не застала. Сейчас у нас оборудование с программным обеспечением. Сохранились еще перфокарты, но сегодня их вытесняет компьютер.


Теперь принцип вышивания такой: берется рисунок, и плунжерист буквально «по стежку» переносит рисунок на перфокарту либо разрабатывает компьютерную программу. Дальше машина все делает сама. Станки на производстве сегодня только швейцарские, марки Saurer.


Соответственно и вся остальная, вспомогательная, приготовительная, оснастка тоже импортная.


В родном Отечестве собственного вышивального оборудования никогда не было. Зато наш народ всегда отличало умение позаимствовать чужую науку и приспособить ее на свой лад.


ГОРДОЕ НАЗВАНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

По словам Бобровой, современная вышивка в зарубежных странах очень развита. Стандартная техника выдает похожий как две капли воды стежок что в Бразилии, что в Китае. Там работают небольшие мастерские, оборудованные 3 – 5 машинами. Как правило, процесс идет спонтанно, под заказчика. Нет общей идеи, традиции рисунка. Такой подход специалисты окрестили «вышивка рассеянная».


Переславское производство отличается от общих форматов. Тут в одном месте сосредоточен весь цикл выпуска изделия. Здесь и вышивают, и отделывают, и ремонтируют оборудование собственными силами. В линиях живы народная традиция, наработанный десятилетиями навык.В этом еще одна сторона переславского чуда.


– Уникальность вместе с радостью приносит нам заботы. Беречь ее – дело хлопотное и затратное, – резюмирует Александра Семеновна. – Создание рисунка происходит наполовину вручную. Это долгий и упорный труд, которым испокон века занимались в наших краях потомственные мастерицы.


Скрупулезный подход к сохранению и развитию неповторимого ремесла позволяет фабрике носить гордое звание «Предприятие традиционных народных художественных промыслов».


ШУБКА ИЗ МЕХА МЕКСИКАНСКОГО ТУШКАНА

У нас как-то не принято трезвонить о себе на каждом углу. Поэтому ничего удивительного нет в том, что в областном центре не все слышали о переславской фабрике.


– К легкой промышленности у нас в стране всегда относились как к предмету второстепенному. К тому же продукция наша числилась в дефиците. Ни купить ее, ни достать было невозможно. Весь товар уходил по распределению. Даже работникам предприятия ничего не перепадало. Большая часть вышивки шла в дальнейшее производство, где превращалась в панно, занавесы, шторы. Расходились они в основном по знакомым да по блату.


Сегодня конкуренцию переславским изделиям составляет ширпотреб из Турции и Китая. Он выигрывает за счет дешевизны. Иностранцы используют искусственные ткани и нитки вместо батиста или перкаля. Это сильно снижает себестоимость.


– Доходит до смешного, – замечает Александра Семеновна. – В магазине наши товары висят с заграничными этикетками. Производитель указан какой угодно – только не Россия. У людей сложился стереотип: если русское, то это что-нибудь топорно сделанное, угловатое, жесткое. А узнав, что да как, многие удивляются: мол, неужели у нас такая красота производится!


КАТАЛОГ В ПОЛМЕТРА

– Вот такие ткани выпускались более ста лет назад, – Александра Семеновна достает две тяжелые толстые книги большого формата и кладет их на стол.


На обложке тиснение: «Н. С. Зассъ, Переяславль-Залъсскiй». Альбом высотой в полметра на самом деле – каталог тканей. А в нем образцы продукции, которую делала фабрика Засса. Рядом с потемневшими от времени лоскутками белой ткани написаны числительные больше тысячи. Мануфактура отличалась богатством ассортимента.


Не отстают и нынешние вышивальщицы. Образцы их творчества тоже станут страницами яркой истории переславского промысла.

Из истории фабрики

КРУЖЕВА В СТОЛИЦУ


Крестьянки села Нагорье Переславского уезда даже оброк платили собственноручно вышитыми полотенцами, скатертями, подзорами.


Петр I приказал монахиням Федоровского монастыря «обучаться пряденью немецкой пряжи». Приказ царя был исполнен, и изготовленные в Переславле полотна стали отправляться в Петербург и Москву. После смерти Петра I производству пряжи не дали угаснуть. Монастырь был известен своей вышивкой вплоть до закрытия в 1923 году.


После отмены крепостного права стали возникать мастерские, затем фабрики. Так, в 1884 г. открылась фабрика Н. С. Засса, потом перешедшая по наследству к фабриканту Гикишу. На ней было 64 ручные вышивальные машины, работали 280 человек. За год до Октябрьской революции купец А. А. Гольмберг на базе бумагокрасильни сестер Гладковых построил фабрику для производства кружев.


В 1929 году декретом советской власти заводы объединили в артель и присоединили к фабрике машинной вышивки Гольмберга. Назвали в духе времени – «Новый мир».

«Ярославский Регион»


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе