«БЕЛЫЕ НОЧИ» ШУТИЛИ НАД СОЧИ: Марат Гельман о новом столкновении искусства с жизнью

В культурной столице Урала современное искусство столкнулось с современной политикой. Победила политика.

На днях в Перми на фестивале искусств «Белые ночи» были закрыты сразу три выставки, участники которых имели неосторожность коснуться чувствительных для власти тем. Сперва на выход попросили проект «Welcome! Sochi 2014» красноярского художника Василия Слонова, который позволил себе поиронизировать по поводу талисманов и символов сочинской Олимпиады. Затем свою работу прекратила экспозиция художественной группы из Израиля «Новый Барбизон», участницы которой выразили солидарность с Слоновым. И наконец фестиваль покинула выставка «Российское барокко» художника Сергея Каменного, которого вдохновляли московские акции протеста. Помимо этого под угрозой отмены оказался проект «Оккупай Пермь» — городской лагерь для арт-активистов. О новом столкновении искусства с жизнью корреспонденту «Профиля» рассказал директор по развитию и один из основателей «Белых ночей» Марат Гельман.

ПРОФИЛЬ: Это становится уже какой-то дурной традицией — выставки запрещать.

Гельман: Скажем так, эта ситуация несколько отличается от прежних случаев, хотя определенная тенденция действительно прослеживается.

ПРОФИЛЬ: Почему выставки были выдворены с фестиваля?

Гельман: Экспозиция художника Василия Слонова — это сатирический проект, весьма критически относящийся ко всему, что происходит сейчас вокруг сочинской Олимпиады. Полагаю, кому-то из чиновников это показалось неуместным. Мол, это непатриотично! Да как можно? Олимпиада — это наша гордость, это большая победа нашей родины. Куда смотрит губернатор? Все это — с сюжетами по федеральным каналам, словом, очень масштабно. В итоге местная администрация, непривычная к таким «наездам», решила от греха подальше выставку Слонова прикрыть. Прежний губернатор Чиркунов и его администрация привыкли, что на них периодически кто-то наезжает, и реагировали совершенно адекватно. А новые суетятся — кабы чего не вышло.

ПРОФИЛЬ: А что не понравилось пермской администрации в пейзажах и натюрмортах израильской арт-группы «Новый Барбизон»?

Гельман: Это действительно была совершенно нейтральная экспозиция, но помимо своих картин художницы вывесили плакат с текстом в поддержку Слонова и против цензуры. Полагаю, это и было причиной закрытия выставки. Наутро у запертых дверей павильона выставили охрану. Ну и, видимо, за компанию прикрыли экспозицию «Российское барокко». Очень интересный проект, где автор использует сюжеты Болотной площади, добавляя к ним барочные мотивы. Мы посчитали, что это неправильно, закрывать ничего нельзя, и нашли места на других площадках.

ПРОФИЛЬ: Что появится вместо закрытых экспозиций в фестивальном городке?

Гельман: Мы там откроем выставку китайских художников, пространство не пропадет. Но я думаю, что некоторые чиновники и депутаты должны извлечь урок из этой истории. Теперь о выставке Слонова знают во всем мире, люди, которые ее закрыли, добились прямо противоположного эффекта. Запреты абсолютны контрпродуктивны, да и невозможны в эпоху Интернета. Я уже не говорю о том, что они просто незаконны. Очень жаль, что это произошло на фестивале, который считается одним из крупнейших в Европе и самым масштабным в России. Подобные проявления «нельзя-мышления» не могут не беспокоить. Тут, в Перми уже ходят шутки, что надо бы принять закон о защите чувств верующих в Олимпиаду.

ПРОФИЛЬ: А что произошло с проектом «Оккупай Пермь», в котором должен участвовать новосибирский художник Артем Лоскутов, автор знаменитых «Монстраций»?

Гельман: Не получилось провести его в том формате, в котором он задумывался. Сейчас во всем мире так принято: если проходит крупное культурное событие, то параллельно с ним устраивают лагерь художников, музыкантов, писателей, которые не попали в основную программу. Они устраивают свою программу без жюри, без отбора и сами проводят мастер-классы, устраивают выставки своих работ, публичные лекции и дискуссии об искусстве. Это знак того, что в городе действительно проходит крупное культурное событие. Лоскутов, в частности, был приглашен, чтобы оформлять этот лагерь. Но выяснилось, что Россия — это не Европа, и устраивать лагеря позволено не всем и не везде.

ПРОФИЛЬ: Смутило провокативное название проекта или участие в нем Лоскутова?

Гельман: Да, название проекта вызывает совершенно определенные ассоциации, да и Лоскутов из тех художников, кто способен смутить почтенную публику. Было ли именно это причиной сворачивания проекта? Наверняка сказать сложно. Не уверен. В оргкомитет входят силовики, которые сказали, что не смогут на должном уровне обеспечить безопасность вне фестивального городка. Оргкомитет тогда решил перенести все эти мероприятия внутрь городка. Теперь придется всех заявленных в «Оккупай Пермь» перемещать внутрь и устраивать отдельную сцену. Но это будет уже другой формат мероприятия, что-то вроде народной сцены. Как в Европе, не получилось.

ПРОФИЛЬ: Возможно, Пермь еще не готова принять столь масштабное и одновременно неоднозначное культурное событие?

Гельман: Не согласен. Фестиваль проходит в городе уже в третий раз. В прошлом году было 1,2 млн посещений. Едва ли в России найдется другой такой. Никаких эксцессов вроде закрытия экспозиций и чего-то подобного тогда не было. Я не думаю, что города и регионы можно делить на готовые и не готовые к восприятию искусства. Есть более насмотренные, более искушенные, а есть те, которым не повезло с руководством.

ПРОФИЛЬ: Кому не повезло?

Гельман: Трудно однозначно ответить. Вот, например, Краснодар. Ходишь по современному городу, смотришь на современных людей, а заходишь в администрацию — и как в другой мир попадаешь. Вице-губернаторы в папахах ходят... И про Петербург теперь говорят — «культурная станица». Губернатор поменялся, теперь Полтавченко с его Афонским братством из Смольного работают по церковным праздникам и освящают воду в водопроводе. Тут же появились казаки и прочие. Увы, в России еще очень многое зависит от начальства.

ПРОФИЛЬ: Какие планы на ближайшее будущее?

Гельман: Московская биеннале, которая пройдет в конце сентября. Это большой международный форум. Очень важное событие.

ПРОФИЛЬ: Не опасаетесь снова встретить непонимание со стороны властей?

Гельман: Никогда нельзя угадать, где именно столкнешься с непониманием и недовольством. Но надо иметь в виду, что это будет уже Москва после принятия закона о защите чувств верующих, под который можно попасть по самому неожиданному поводу. А учитывая, что в московской биеннале заявлены иностранные участники, не знакомые с особенностями нашего законодательства, можно ожидать любых неприятностей. Но будем надеяться на лучшее. Дорогу осилит идущий.

АВТОР: РОМАН УКОЛОВ

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе