«Чтобы люди приходили в музей, там должно быть комфортно»

Новый директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о модернизации музейного дела.
Фото: ТАСС/Михаил Почуев

В Третьяковской галерее сменилось руководство: по решению Минкультуры Ирина Лебедева уволена с поста директора. Ее место заняла Зельфира Трегулова, перешедшая на эту должность с поста главы музейно-выставочного объединения РОСИЗО. «Известия» обратились за комментарием к новому руководителю Третьяковской галереи.

— Такое ощущение, что министр кидает вас на самые горячие точки. Не боитесь, что через полтора года вас заберут из Третьяковки куда-то еще?

— Третьяковская галерея — настолько масштабный и ответственный проект, связанный со строительством, что сделать в нем что-то заметное за полтора года невозможно. Я очень надеюсь, что это будет на больший срок, но, конечно, не навечно (смеется).

— Вам не обидно покидать РОСИЗО?

— Слово «обидно», наверное, не совсем точное. Я действительно беспокоюсь о некоторых очень важных выставочных проектах, которые должны были осуществиться в 2015 и 2016 годах. С другой стороны, с учетом того, что все значимые выставки, которые организовывало РОСИЗО за последние полтора года, были сделаны с активным участием Третьяковской галереи, я думаю, что самые важные проекты можно будет делать совместно.

— Министерство культуры недовольно планами экс-руководителя Третьяковки по снижению посещаемости на 15%. Планируете ли вы повышать посещаемость?

— Это очень непростой вопрос. Для того чтобы люди приходили в музей, им должно быть там комфортно. Они должны иметь возможность наслаждаться искусством и получать те возможности, которые предоставляются сегодня другими, более раскрученными «очагами культуры», как это называлось в советское время. Мне кажется, что борьба за своего зрителя и работа со зрителем — сложный и длительный процесс. Сегодня, для того чтобы человек пришел в музей при всех тех возможностях, что дают ему интернет и виртуальная реальность, ему нужно показывать что-то совершенно особенное. Работа в этом направлении предстоит довольно сложная, поэтому я не готова вам назвать цифры посещаемости.

— Во всяком случае, вы не планируете снижать показатели?

— Да, но повторюсь, что это очень серьезная работа. Она в том числе зависит от выставочных программ, которые уже спланированы, так как большинство современных музеев России формируют выставочные пространства за 2 года.

Мне кажется, что в Третьяковской галерее есть серьезные и почти не использованные возможности по продвижению выставочных проектов. Это активная работа со СМИ и интернет-ресурсами, которая не может в условиях сегодняшнего времени предполагать грандиозных рекламных бюджетов. В Третьяковской галерее существовала хорошая традиция встречи руководителей музея с прессой, чтобы была возможность задать вопросы, получить ответы и ясно заявить о своих будущих проектах.

— Согласны ли вы с тем, что в Третьяковской галерее посетителю не хватает комфорта? Будете ли вы работать в этом направлении?

— Приказ о моем назначении подписан только сегодня. Я понимаю суть проблемы, но не готова говорить о возможных путях ее решения. Как профессионал я считаю, что когда речь идет о таком музее, как Государственная Третьяковская галерея, всё должно планироваться с опорой на профессиональный анализ текущей ситуации. Любое решение руководителя связано с серьезными деньгами, которых сегодня, разумеется, не хватает. Что касается финансирования, то у Третьяковской галереи довольно широкий круг спонсоров и друзей, но мне кажется, что его можно расширить.

— Некоторые полагают, что по уровню модернизации Третьяковка застыла на этапе, пройденном 30 лет назад.

— Я не готова быть настолько категоричной, потому что хорошо помню Третьяковскую галерею 30 лет назад. Тогда в ней даже не была проведена реконструкция. Я не готова комментировать современное положение галереи в таком ключе.

— Является ли внедрение современных технологий для вас приоритетом?

— Не буду настаивать на этом, потому что многим сразу же представится, будто вся Третьяковская галерея будет заставлена мониторами и экранами. Я бы выразилась иначе: внедрение современных технологий общения со зрителем.

— Как вы планируете взаимодействовать с московскими властями?

— Мне кажется, существует очень серьезный потенциал для работы с департаментом культуры Москвы, в особенности касательно здания на Крымском Валу. Мне бы хотелось, чтобы Третьяковская галерея стала важнейшей составной частью и одним из самых притягательных мест того культурного кластера, который создается вокруг Крымского моста. Это может быть очень плодотворное сотрудничество и взаимодействие, тем более что в парке Горького летом должен открыться музей современного искусства «Гараж», построенный великим Ремом Колхасом. С «Гаражом» я также планирую очень тесную совместную работу — мне кажется, что это интересный музей, который проводит прекрасные выставочные программы. 

Взаимодействие с публикой, которая приходит в парк на другой стороне Садового кольца, заодно решит вопрос с повышением посещаемости Третьяковской галереи. Мне кажется, что именно сегодня мы все вместе должны идти по пути взаимодействия и объединения.

Олег Кармунин
Автор
Олег Кармунин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе