Дух возрождения

Зарубежный опыт возрождения исторических территорий.

БАРСЕЛОНА — ГОРОД ПАРКОВ

Всякий, кто бывал в странах, только что освободившихся от многолетнего политического гнета, знает, что в их воздухе витает дух возрождения. Однако зачастую приходится ждать многие годы, прежде чем этот дух обретет реальное воплощение. По сравнению с другими городами Барселона оказалась в более выгодном положении, поскольку не только являлась столицей Каталонии - самой независимой и самобытной части Испании, - но и слыла центром мировой культуры.

Занимаясь возрождением Барселоны, городская администрация проявила недюжинную фантазию и, несмотря на ограниченные финансовые возможности, смогла быстро добиться заметных успехов.

Этот план как нельзя лучше соответствовал традициям испанского градостроительства - небольшие рыночные площади являются неотъемлемой частью городского пейзажа и потому постепенно стал главным направлением развития Барселоны. Выбор объектов, подлежащих реконструкции, и их благоустройство поручили специально созданным группам, далеко не последнее место в которых занимали художники. Работа этих групп шла в постоянном контакте с местными жителями. К 1991 году в Барселоне насчитывалось около двухсот новых парков и пятидесяти городских скульптур.

Ахунтамент - так в Испании называют муниципалитет - стремился сделать Барселону живым, современным городом и одновременно возродить присущие ему многовековые культурные и социальные традиции.

Ни на секунду не забывая об интересах горожан, ахунтамент решил приостановить строительство новых коммерческих или жилых зданий в центре Барселоны. Для этого сроком на 50 лет был введен порядок временного землепользования. Это нововведение не только охраняло от разрушения исторические памятники, но и позволяло заморозить территории, пригодные для жилищного строительства. Ахунтамент скупал земли в центре города и превращал их в так называемые зеленые зоны. Если в будущем городу понадобятся новые жилые дома, их можно будет построить на этой земле.

Сознание того, что эти территории благоустраиваются лишь на время, давало художникам и архитекторам необыкновенную творческую свободу и способствовало воплощению самых невероятных идей. Если бы речь шла о строительстве на века, то, пожалуй, даже известные своей экстравагантностью каталонцы не рискнули бы воплотить столь смелые идеи. Полету творческой фантазии способствовало и разумное отношение городских властей к памятникам архитектуры: ни при благоустройстве жилых кварталов, ни при реконструкции исторических зданий они не чинили препятствий соединению и соседству старого и нового. Достаточно сказать, что с благословения ахунтамента Фонд Таписа, расположенный в здании XV века, был увенчан причудливым облаком из светопроводных волокон. Облако парит над крышей, ярко освещая весь дом и прилегающую к нему территорию.

Кроме художников в рабочие группы по благоустройству Барселоны входят дизайнеры, градостроители и общественные деятели. Их задача отнюдь не ограничивается тем, чтобы украсить город. Занимаясь преобразованием городской среды, они стараются не забывать о ее влиянии на психологический и социальный климат. Именно поэтому особо популярно среди барселонских градостроителей соседство воды и зелени, пожалуй, об их целительном воздействии на человека говорить излишне. Бесчисленные пруды и фонтаны, тенистые аллеи, буйная растительность крытых городских площадей -все это стало неотъемлемой частью нового облика Барселоны.

Самый удаленный от моря парк Круета дель Кол окружает старую каменоломню, превращенную в открытый плавательный бассейн. У входа в парк установлена оригинальная скульптурная группа работы американского художника Элсворта Кэлли, а посреди бассейна парит огромная, напоминающая краба скульптура каталонца Эдуарде Чилида. Обширную территорию другого барселонского парка, Эсакио дель Норд, можно смело отнести к образцам ландшафтной архитектуры. В дань уважения выдающимся художникам прошлого Гауди и Миро автор проекта -американский художник Беверли Пеппер -связал в едином ансамбле здание бывшего железнодорожного вокзала, посаженные по спирали деревья и украшенные керамической скульптурой пологие холмы. Эти холмы стали излюбленным местом для катания на роликах и велосипедах.

Зачастую в центре парка находятся площадки для игр – яркие и жизнерадостные скульптурные композиции, обязательным элементом которых являются стенки для популярной среди испанской детворы игры в мяч. Порой композиционным центром парка служит холмистая площадка для катания на велосипедах и роликах. Выбирая, какой именно художник будет заниматься реконструкцией той или иной части Барселоны, власти города придерживались демократических принципов, а потому порой центральные районы доставались молодым художникам, а именитым мастерам приходилось довольствоваться менее престижными кварталами. Однако никто из участников не жаловался на судьбу: все понимали, что главное - не престижность заказа, а создание садово-парковой системы, охватывающей весь город.

В процессе реконструкции Барселоны сложились творческие группы, состоящие из дизайнеров, архитекторов и художников. Благодаря их оригинальным идеям удалось объединить районы города, причем каждый из них сохранил свою самобытность, и создать множество уникальных по красоте парков. Сады и разделяющие магистрали зеленые аллеи приглушают шум и разрежают интенсивное дорожное движение. Городские власти Барселоны неизменно ратуют за сохранение традиций и развитие своеобразной местной культуры.

КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА В ДИГБЕТЕ.

В 1887 году в районе Бирмингема, носящем название Дигбет, сгорела фабрика по производству заварного крема. На месте старой фабрики построили крупный кондитерский комбинат, на котором работали 12 000 человек. Однако к 1980 году большая часть предприятия, включая кремовую фабрику, была закрыта, да и весь район, некогда славившийся прекрасной архитектурой, постепенно потерял былую привлекательность. В 1989 году по просьбе муниципалитета Бирмингема эксперты фонда «Комедиа» детально изучили каждый уголок Дигбета и предложили возможные направления развития района. Поразмыслив, власти города решили превратить Дигбет в квартал искусств и средств массовой информации. Объектом первой важности суждено было стать бывшей кондитерской фабрике, реконструкцию которой взял на себя предприниматель и энтузиаст Бенни Грей. Бенни Грей необычный предприниматель. Для него прибыльность проекта неразрывно связана с пользой, которую данный проект принесет местным жителям, с потребностями рынка труда и с перспективой развития бизнеса. Возможно, именно поэтому Грею удалось разглядеть потенциальные возможности заброшенной фабрики в Дигбете и понять, что это место способно привлечь представителей творческих профессий. Изучив опубликованный в 1989 году отчет экспертов фонда «Комедиа», Грей приобрел весь комплекс зданий кондитерской фабрики и тотчас приступил к его реконструкции. Предстоящую работу разделили на девять этапов. Первый этап, получивший субсидии Министерства по вопросам охраны окружающей среды, заключался в реконструкции так называемого Скотт-Хауса. В этом здании Грей рассчитывал разместить 180 ателье-студий площадью от 10 до 140 квадратных метров, театр на 220 мест, ресторан, художественную галерею, танцевальную студию и магазины. Подвалу здания суждено было превратиться в спортивный зал. Фасад Скотт-Хауса выходит на реку Ри, а его тыльная сторона вплотную подступает к небольшому озеру, зимой оно замерзает и становится идеальным местом для катания на коньках. У Грея все получается быстро и просто: дабы привлечь творческих людей, он устанавливает невысокую арендную плату - и в Бирмингем из Лондона перебирается известная балетная школа «Дансуорк»; заботясь об удобстве посетителей, открывает в Скотт-Хаусе рестораны и кафе и тем самым превращает его в престижный культурный центр. Как только на рынке недвижимости появилась информация о начале реконструкции кондитерской фабрики в Дигбете, на нее тотчас откликнулись более тысячи художников. В настоящее время работы в Скотт-Хаусе полностью завершены, и все помещения обрели своих хозяев. В части здания, выходящей на реку, разместились художественные мастерские, в которых можно приобрести понравившиеся работы. Именно здесь создавались произведения, которые сейчас украшают Скотт-Хаус и прилегающие к нему территории. В галерее, расположенной на озерной стороне Фабрики, постоянно проводятся выставки молодых художников. Есть в Скотт-Хаусе и свой театр. На его сцене осуществлялись постановки различных театральных трупп, в том числе и местной. Неизменной популярностью пользуются занятия балетом и пластикой в школе «Дансуорк». Артистическое кафе, открывшееся выставкой «Искусство кулинарии», привлекло такое количество посетителей, что вскоре к нему прибавился трехуровневый ресторан на 150 мест. Издается на Фабрике и своя газета - «Заварной крем». Помимо того, что со страниц газеты читатели узнают массу полезной информации, она еще и развлекает их забавными историями и последними сплетнями. Можно не сомневаться, что на Фабрике всегда будет царить оживленная, творческая атмосфера. Частичной гарантией тому служат 60 квартир, выделенных студентам Института искусств и дизайна Уэст-Мидлен-дса. Ведь в последнее время молодым художникам так трудно найти недорогое жилье в центре города. Обитателям Кондитерской Фабрики удалось установить тесные контакты с аналогичными центрами в США и Европе. Все началось с частных инициатив: художники обменивались визитами, приезжали пожить и поработать в мастерских у своих зарубежных коллег. Интерес общественных организаций к Фабрике тоже велик. Для приезжих политиков и административных работников в Скотт-Хаусе регулярно устраиваются информационные встречи, а в 1995 году была организована конференция, посвященная роли культуры и искусства в обновлении городов.

Успешным завершением реконструкции Скотт-Хауса закончился первый этап возрождения района. На очереди - следующие восемь. В здании, где раньше находилась пекарня, разместятся репетиционные залы и студии звукозаписи, частные агентства и прочие службы, связанные с музыкальным бизнесом. Территорию «Земляничной ярмарки» решено превратить в выставочный павильон площадью 1400 квадратных метров. Несмотря на то что этот павильон еще не совсем готов, в нем уже прошло несколько выставок студентов художественных колледжей. В здании Старой библиотеки разместятся джаз-клуб и кафе. Корпуса «Тринити Уоркс» планируется отвести под мастерские скульпторов-монументалистов, для работы которых необходимы высокие потолки и свободный доступ грузового транспорта. В центре комплекса расположится «Кондитерский двор» - зеленая лужайка с кафе для отдыха на открытом воздухе. Административный центр «Кондитерского комплекса» расположится в Треугольном доме. Этому зданию уделяют особое внимание, бизнеса» ведется работа по профессиональной ориентации школьников, а также осуществляется ряд других образовательных проектов, в частности программа интенсивного обучения школьников основам звукозаписи и телевещания. Если усилия организаторов этой программы увенчаются успехом, и им удастся найти спонсоров, молодые люди сразу же после окончания учебного заведения смогут приступить к работе на телевидении и в студиях звукозаписи.

ПЕНЗАНС: ИВАНОВ ДЕНЬ.

Благодаря стечению обстоятельств, которое позволило устроить празднование Иванова дня, жизнь в небольшом городке Пензанс совершенно изменилась. Восемь лет назад Пенвитский архив совместно со школами Пензанса решил воссоздать историю своего города. Старинная традиция празднования Иванова дня настолько понравилась юным историкам, что они попросили театр «Ни-Хай» помочь Восемь лет назад Пенвитский архив совместно со школами Пензанса решил воссоздать историю своего города. Старинная традиция празднования Иванова дня настолько понравилась юным историкам, что они попросили театр «Ни-Хай» помочь им возродить ее. Примерно в это же время Торговая палата Пензанса, крайне озабоченная проблемой возрождения города (дело в том, что из-за кризиса местной рыбной промышленности и розничной торговли экономика Пензанса пришла в упадок), обратилась в муниципалитет с предложением устроить в Пензансе какой-нибудь праздник, вроде «Дня пиратов». Специально созданной группе предстояло разработать сценарий праздника. Актеры «Ни-Хай» вместе с учениками элвертонской средней школы придумали оригинальный танец змей, в основу которого был положен корнуэльский религиозный танец, исполнявшийся на Иванов день в XVIII веке. Вскоре к подготовке празднования Иванова дня подключились еще несколько школ. При поддержке Фонда Гулбенкяна были созданы мастерские по изготовлению знамен и флажков, необходимых для исполнения танца змей. Приготовления к празднику шли полгода, и вот наконец 26 июня 1991 года он состоялся. В танцевальной процессии участвовали около 20 тысяч человек, в том числе около 500 школьников. Танцоры во главе с артистами театра «Ни-Хай», размахивая знаменами и флажками, змейкой двигались по городским улицам. Праздник прошел настолько успешно, что в 1992 году муниципалитет посчитал возможным проводить его в течение целой недели. В 1993 году в празднике приняли участие уже свыше 30 тысяч человек. Наконец, в 1992 году Фонд Гулбенкяна согласился выделить крупный гранд, и тут уже работа закипела по-настоящему. Старое складское здание «Барбикан» отвели под офисы, мастерские и выставочные залы. 100 активистов-добровольцев работают там под руководством 15 специалистов, лишь двое или трое из которых получают за свой труд небольшие деньги. Много времени и усилий потребовали поиски средств и реклама праздника. Организаторы празднования Иванова дня делают все, чтобы изменить отношение горожан и приезжих к Пензансу. В настоящее время в рамках программы праздника проводится несколько культурных мероприятий, в основе которых лежат традиции города. Немаловажно еще и то, что праздник способствуетсплочению населения Пензанса, представляющего собой сложную

и порой довольно конфликтную смесь исконных корнуэльцев и людей, переселившихся в город. Но, пожалуй, самое главное, что атмосфера праздника сопровождает жителей Пензанса круглый год, а ведь то, с каким настроением живут и трудятся люди, влияет очень

на многое. Как выразился один из организаторов проекта, это воистину «местная культура, а не культура для местных». Фестивали искусств, как, впрочем, и большинство культурных акций, организуются вовсе не ради прибыли. Со временем они обязательно принесут положительные результаты, хотя к бизнесу это не имеет никакого отношения. Проекты, подобные празднованию Иванова дня, способствуют восстановлению утраченных связей между культурами прошлого и настоящего. И можно лишь поблагодарить городскую Торговую палату за то, что она не стала навязывать «День пирата», а позволила воплотить в жизнь более интересную, хотя и более рискованную идею.
{mospagebreak}
ШТУЧНЫЙ ДОМ В ГАЛИФАКСЕ.

В небольших домиках, разбросанных по долинам и холмам близ Галифакса, некогда жили одни из самых искусных ткачей в мире. Торговля шерстяными тканями, продававшимися тогда в «штуках», была основным занятием здешних предпринимателей. Купцы день ото дня богатели, и вскоре у них появилось вполне понятное желание во всеуслышание заявить о своем благосостоянии и значении в обществе. И вот в 1779 году рядом с возведенной семью годами ранее церковью Сквер-Чэпел выросло внушительное строение - Штучный Дом. Сквер-Чэпел и Штучный Дом можно по праву назвать выдающимися образцами архитектуры своего времени. Штучный Дом представлял собой крытую каменную аркаду с внутренним двориком, опоясанным двухъярусной галереей, на которой располагалось 300 торговых лавочек. В этих лавочках шла бойкая торговля шерстяными тканями, а на лужайке тогда еще не мощеного внутреннего дворика паслись овцы. Неподалеку стояла Сквер-Чэпел, описанная когда-то Джоном Уэсли как «очень внушительное... и в высшей степени превосходное здание, выдержанное в весьма изысканном стиле». Существует версия, что это единственное в то время кирпичное строение Галифакса было создано по проекту знаменитого архитектора Джона Карра из Йорка. Во второ й половине нашего столетия оба здания пришли в полное запустение. Штучный Дом лишился последних обитателей в середине 60-х, когда закрылся находившийся в нем продуктовый рынок. А Сквер-Чэпел осталась без присмотра еще раньше, после того как из-за уменьшения числа прихожан пришлось закрыть приход. Так или иначе, но в начале 70-х оба здания находились под угрозой неминуемого сноса - на их месте планировалось построить городскую автостоянку. Однако такому повороту событий воспротивилась инициативная группа сторонников восстановления Штучного Дома. Они развернули широкую кампанию в защиту этого исторического памятника, и Совет графства Калдердейл большинством в один голос проголосовал за начало работ по реставрации здания. В 1976 году Штучный Дом был открыт и сразу же стал пользоваться огромной популярностью среди горожан. После реставрации он превратился в Городок тысячи ремесел, своего рода памятник всевозможным ремеслам. Кроме Музея ремесел и промышленности в здании располагается около 40 всевозможных мелких предприятий: антикварные магазины, сувенирные и книжные лавки, магазины народных промыслов, а в живописном внутреннем дворике проводятся различные культурные мероприятия. Судьба Сквер-Чэпел сложилась несколько иначе. Для спасения этого здания было создано целых два благотворительных фонда - «Чэпел Билдинг Траст» и «Сквер-Чэпел Артс Траст». Последнему за 25 тысяч фунтов стерлингов удалось выкупить здание церкви у города. Несмотря на то что «Чэпел Билдинг Траст» предлагал более крупную сумму (27 тысяч фунтов), муниципалитет отдал предпочтение «Сквер-Чэпел Артс Траст», поскольку их проект учитывал интересы города. Церковь находилась в аварийном состоянии, и ее реставрация стала возможна лишь благодаря безвозмездной финансовой помощи фонда «Английское наследие» и займу, который под личную ответственность двух членов попечительского совета был предоставлен фондом «Архитектурное наследие». Как только завершились работы по закреплению несущих конструкций и Сквер-Чэпел, оказалась вне опасности, в ней начали проводить всевозможные мероприятия. Состоялись концерты Линдсейского струнного квартета, а затем прошли съемки популярной телепрограммы «Гранада». Это помогло проекту обрести новых сторонников и завоевать доверие горожан. Для сбора средств на продолжение работ был назначен исполнительный директор, который и возглавил дальнейшие этапы реконструкции церкви. В основе проекта реконструкции лежали исследования Пита Марвика МакЛинтока, он считал необходимым создать в Калдердейле Центр искусств, который бы со брал под своей крышей разнообразные мелкие художественные предприятия. Аргументы МакЛинтока звучали достаточно убедительно, и администрация Калдердейла приняла решение превратить Сквер-Чэпел в Центр искусств и выделить на это необходимые средства. Решающую роль в спасении памятников архитектуры Галифакса сыграли проекты, так или иначе связанные с культурой. Штучный Дом обрел новую жизнь благодаря Музею промышленности и ремесел и Художественной галерее, в которой выставляются произведения современного искусства и проводятся лекции об искусстве. Всевозможные культурные и развлекательные мероприятия позволяют создать в Штучном Доме живую и творческую атмосферу, которая привлекает посетителей и способствует бойкой торговле в разместившихся тут же магазинах. Ведь именно магазины являются главным источником дохода здания.

Бывшая церковь Сквер-Чэпел превратилась в Центр искусств, финансируемый Фондом «Искусство Йоркшира и Хамберсайда» и администрацией Калдердейла. Совместно с Северным Королевским музыкальным колледжем в Сквер-Чэпел был организован фестиваль камерной музыки. В 1994 году здесь устраивались концерты классической, джазовой и народной музыки, танцевальные и эстрадные шоу и театральные спектакли. В Сквер-Чэпел постоянно проводятся общественные мероприятия. Создатели Центра искусств предусмотрели практически все (включая пандусы для инвалидных колясок), чтобы привлечь как можно больше посетителей. И действительно популярность Сквер-Чэпел постоянно растет. Успешная реконструкция Штучного Дома послужила толчком для возрождения центра Галифакса. Благодаря самобытной архитектуре здания и своеобразию разместившихся в нем магазинов Штучный Дом стал наиболее посещаемым Торговым центром в городе. Однако надо признать, что восстановленное здание Сквер-Чэпел привлекает не меньше посетителей. Теперь большинство жителей Галифакса не просиживают вечерами у телевизора, а предпочитают провести свободное время в гостеприимной Сквер-Чэпел. Кстати, расположенный неподалеку от Центра искусств экспериментальный Детский музей «Эврика» в 1994 году посетили более миллиона человек. Рассказывая о возрождении центра Галифакса, нельзя не вспомнить об администрации Калдердейла: хоть и не сразу, но все же ее представители поверили в потенциальные возможности, которые таились в уникальных произведениях архитектуры, расположенных в самом центре города. Нельзя забывать, что споры о восстановлении исторических памятников Галифакса велись в то время, когда в большинстве городов Великобритании аналогичные памятники зодчества сносили, о чем, кстати говоря, сейчас многие сожалеют. Однако в гораздо большей степени город обязан настойчивости местных энтузиастов, которые не позволили погибнуть зданиям, которые стали воплощением богатого культурного наследия Галифакса.

МЕТОД СИГАЛА: АРХИТЕКТУРА КАК МЕТОД САМОВЫРАЖЕНИЯ

Немецкий архитектор Вальтер Сигал приехал в Англию во время Второй мировой войны. Когда в стране начался период послевоенного восстановления, он разработал простой и удобный метод строительства, главным достоинством которого было то, что его могли освоить люди, никоим образом со строительством не связанные. Сигал создал комбинацию пространственных модулей, которые свободно компоновались между собой, образуя бесчисленное множество вариантов и сочетаний. Благодаря этому методу заказчики смогли удовлетворить свои самые смелые фантазии и активно участвовать в постройке собственного жилища. Вне всяких сомнений, в условиях массового производства такой подход к строительству был бы невозможен. Дома, построенные по этому методу, отличаются оригинальной, а подчас даже странной архитектурой, но их по праву можно назвать произведениями искусства и сравнить разве что с экологическими поселениями в Кристал-Уотерз в Австралии.

Метод, предложенный Сигалом, не сразу завоевал популярность. Однако в конце 70-х, когда в Англии разразился серьезный жилищный кризис, на него обратила внимание администрация Льюшема (район Лондона). Было решено применить этот метод при застройке небольшой территории в Форест Хилл. Результат превзошел все ожидания, и вскоре в Бирмингеме, Брайтоне и Бристоле появились желающие обзавестись такими домами. В настоящее время аналогичное строительство ведется в Гринвиче, Ислингтоне и в одном из микрорайонов Льюшема. Метод Сигала вызвал такой интерес, во-первых, потому, что из-за переживаемых Англией экономических трудностей большинство программ государственного строительства были заморожены, а во-вторых, потому, что очень многим по душе проекты, не наносящие ущерба окружающей среде.

Идея спроектировать свой дом самостоятельно становится все более популярной. Для поддержки этого начинания был организован Благотворительный фонд Вальтера Сигала, задача которого состоит в том, чтобы консультировать, обучать и предоставлять необходимую информацию всем, кто заинтересуется данным методом строительства, в особенности представителям малообеспеченных слоев населения и социальных меньшинств.

Метод Сигала прост и понятен даже для тех, кто абсолютно неискушен в строительстве. Его с успехом применяли семьи, стоявшие в очереди на муниципальное жилье, люди преклонного возраста, родители-одиночки и молодые люди, не сумевшие обзавестись квартирами. Он позволяет использовать малопригодные почвы и холмистый рельеф.

Метод Сигала вписывается в каноны английской архитектурной традиции: основой здания служат каркас из деревянных рам, подобный тому, что использовали в Англии еще в средние века, и стандартные блоки, благодаря которым упрощается сборка дома и облегчается сама конструкция. Деревя нный каркас, несущий всю структурную нагрузку, ставится на простой ленточный фундамент, для закладки которого нет необходимости изменять ландшафт. Дома, созданные по индивидуальным проектам, отвечают всем современным требованиям. Строить по методу Сигала хорошо всей семьей - это способствует взаимопониманию и сплоченности членов семьи, заставляет их поверить в собственные силы, а кроме того, позволяет получить новую профессию. Не так давно для тех, кто решил сам строить свой дом, открылись специальные курсы, по окончании которых выпускникам присваивается строительная квалификация. Особо популярен метод Сигала у всевозможных экологических организаций и прогрессивных объединений, поскольку он позволяет быстро и недорого построить постоянное, энергетически выгодное жилье. При необходимости владельцам такого дома не составит труда расширить его.

Такой метод строительства особенно удобен для осуществления социальных проектов, финансирование которых зачастую проходит поэтапно.

Впервые на богатые возможности нового метода и на перспективы, которые он открывал в области жилищного строительства и улучшения уровня жизни, обратили внимание власти Льюшема. Случилось это прежде всего благодаря прозорливости обозревателя журнала «Обзервер» по вопросам архитектуры, который, будучи членом местного Совета Льюшема, смог заручиться поддержкой чиновников Архитектурного управления города. По их инициативе желающим попробовать свои силы в строительстве выделили четыре бесхозных участка, расположенных на крутом, глинистом склоне, почва которого мало подходила для традиционного строительства. Один участок вообще располагался на месте бывшей помойки, и если бы строительство велось обычными методами, стоимость земельных работ вылилась бы в астрономическую сумму. Сегодня первое из построенных по методу Сигала зданий - «Сигал Кло-уз» - стало прямо-таки местом паломничества. Посмотреть на «Сигал Клоуз» съезжаются все, кто решил самостоятельно построить свой дом. Жителей Льюшема настолько покорила идея Сигала, что в 1982 году было решено продолжить эксперимент. На этот раз землю под застройку получили 13 семей.

Первое время архитекторы с подозрением относились к методу Сигала, но за последние годы несколько разработанных им проектов удостоились крупных наград. Премия в области общественного предпринимательства, учрежденная Фондом Гулбенкяна, газетой «Тайме» и Королевским институтом архитектуры, была присуждена зданию Калторпа и Туристическому центру в Лондонском заповеднике. Премию за лучший жилищный проект, учрежденную Министерством по вопросам охраны окружающей среды, Королевским институтом архитектуры и Министерством жилищного строительства, получили жилищный кооператив афро-американской общины Льюшема и строительный проект диггеров в Брайтоне. Основная идея брайтонского проекта - дерновое покрытие крыш, засеянное полевыми цветами, — особо понравилась англичанам.

Власти многих британских городов, включая Брайтон и Бристоль, поддерживают строительство, осуществляемое силами будущих владельцев. Так, например, муниципалитет Бристоля предоставляет желающим землю, строительные материалы, а кроме того, услуги архитектора и специалиста, обучающего правилам сборки домов. Таким образом администрации города удается хоть как-то возместить отсутствие муниципального финансирования жилищного строительства. В дальнейшем подобные проекты предполагается осуществлять совместно: муниципалитетом, жилищными объединениями, будущими владельцами и вспомогательными обучающими организациями. По истечении определенного срока усилия самодеятельных строителей будут вознаграждены, и они получат денежную сумму, эквивалентную стоимости вложенного труда. В соответствии с планом городского развития Бристоля метод Сигала планируется использовать при строительстве здания Национальной федерации городских ферм. Это так называемое показательное строительство будет демонстрировать возможности метода, а заодно и привлекать туристов. Новый метод расширяет свои географические границы - несколько лет назад он был применен в России при строительстве деревни неподалеку от Санкт-Петербурга.

Каждый дом, в зависимости от размера, стоит от 24 до 28 тысяч фунтов стерлингов. Привязка проекта к местности, включая гонорар архитектора, обходится приблизительно в 5 тысяч фунтов. В некоторых случаях приходится вкладывать средства и в подготовку участка. В вышеуказанную сумму не входит стоимость земли, которая оплачивается городом. Непосредственную работу по строительству осуществляют сами застройщики. В настоящее время большинство городских администраций дополнительно, в качестве поощрения, оплачивают работу профессионалов, обучающих самодеятельных строителей.

Жилищное строительство, осуществляемое при непосредственном участии владельцев дома, позволяет людям обрести уверенность в собственных силах, получить определенные профессиональные навыки и обеспечить себя работой на будущее. Построенные по методу Сигала дома гармонично вписываются в пейзаж и не требуют изменения ландшафта. И еще одно немаловажное наблюдение: семьи, которые сообща строили свой дом, распадаются крайне редко. По сравнению с традиционными методами строительства метод Сигала наносит гораздо меньший ущерб окружающей среде, и, кроме того, благодаря ему выдерживаются более высокие экологические стандарты - в строительстве применяются только местные материалы, органические лаки и краски, изоляция из переработанной бумаги.

ДУБЛИН И ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ

В западной части Дублина, на южном берегу реки Лиффей расположен район Темпл-Бар. На площади в одну квадратную милю разместились узкие, поросшие деревьями улочки, мелкие магазины, теснящиеся вдоль берега складские помещения и пустые многоквартирные дома, не представляющие особой архитектурной ценности. Приняв решение о реконструкции этого района, муниципалитет Дублина совместно с правительством Ирландии учредил компанию «Темпл-Бар Пропертиз», которой предстояло превратить Темпл-Бар в артистический квартал, подобный Левому Берегу в Париже.

Компания сразу же заявила о намерении творчески подходить к проблемам градостроительства и придерживаться высоких стандартов качества на всех этапах реконструкции. Однако «Темпл-Бар Пропертиз» не удалось избежать критики со стороны художников и деятелей культуры города, которые отрицательно отнеслись к самой идее обновления района. Летом 1991 года, стремясь устранить возникшие разногласия, компания обратилась к двадцати художникам с предложением создать серию временных инсталляций и установить их у объектов, подлежащих реконструкции. Многочисленные фестивали и выставки, устраиваемые «Темпл-Бар Пропертиз». еще раз доказали, что искусство способно сыграть ведущую роль в обновлении городской среды. Компания отлично понимает, что зачастую художников используют для того, чтобы привлечь внимание к району, а потом, по мере того как цены на местном рынке недвижимости поднимаются, им приходится искать жилье подешевле. Чтобы изменить сложившийся порядок вещей, на обновленной территории было выделено определенное количество помещений, которые на льготных условиях сдаются художникам на долгий срок. Кстати сказать, интерес к искусству у компании не случаен: ведь ею руководит женщина, которая в недалеком прошлом была профессиональным художником.

Компания хорошо понимает, что благосостояние района Темпл-Бар зависит от правильного сочетания нескольких составляющих: культуры, розничной торговли, рабочих мест, индустрии развлечений и, конечно же, от качества самого жилья. В 1996 году завершится строительство Художественного центра - основного звена проекта. Однако для того, чтобы привлечь в новый район обитателей, необходимо прежде всего построить жилые дома. Строительство первых многоквартирных домов уже закончено, и самым интересным и значительным из них по праву может считаться так называемый Зеленый дом. В нем восемь трех- и четырех комнатных квартир, а на нижних этажах находится несколько однокомнатных квартир-студий, магазины и офисы. Деньги на строительство здания были предоставлены Европейским Союзом, поскольку Зеленый дом должен был стать образцом для проектировщиков и застройщи ков, стремящихся создавать энергетически выгодные дома.

Зеленый дом - это плод сотрудничества «Темпл-Бар Пропертиз», дублинского колледжа св. Троицы, который проектировал вентиляционную и отопительную системы, а также художников и архитекторов фирмы «Маррей О'Лауар и К°». Для обеспечения высокого уровня энергетической рентабельности здание снабжено изоляционным покрытием, а крыша дома при хорошей погоде автоматически открывается. В систему вентиляции включены помещения, в которых находятся специально отобранные растения, а зеленые насаждения в центральном световом колодце обеспечивают в здании нормальный уровень углекислого газа. Основную часть необходимой энергии дом получает от солнечных световых батарей и специальных устройств, перерабатывающих тепловую энергию солнца и энергию ветра. Тепловой насос передает энергию земли на большой водяной резервуар, который служит источником тепла ночью. В здании имеется компьютер, регистрирующий изменение погодных условий и выбирающий режим работы системы энергообеспечения. Крыша дома оборудована большим резервуаром для сбора воды. При выборе строительных материалов авторы проекта отдавали предпочтение тем, которые наносят наименьший вред окружающей среде.

Везде, где только было возможно, использовалось вторичное сырье, и в этом немалую помощь строителям оказали художники. Медные детали, украшающие фасад дома, были выкованы местным художником из старых цистерн. Он же изготовил декоративные балконы, основным строительным материалом для которых служил металл от старых велосипедов. Другой дублинский художник стал автором необычной скульптуры, украшающей дом и одновременно выполняющей функцию воздухозаборника. Используя старые раковины, местные мебельщики создали встроенную кухонную мебель. Установленные в доме осветительные приборы и выложенные кафелем ванные комнаты тоже были спроектированы в местных художественных мастерских, а жители последних этажей, квартиры которых выходят на крышу, могут похвастаться искусно выложенными мозаичными полами. Расположенный в Зеленом доме магазин предлагает покупателям образцы мебели, созданной местными мастерами. Дом вызвал огромный интерес у жителей Дублина: он был открыт на обозрение публики совсем недавно, но уже за этот короткий период его посетило около 10 тысяч человек и поступило 1000 заот желающих приобрести в нем квартиры по цене от 70 до 125 тысяч фунтов. Общая стоимость дома составила 1,4 миллиона ирландских фунтов. Треть этой суммы поступила от Европейского Союза, желавшего поддержать проект, который должен был стать образцом энергетически выгодного жилья, наносящего минимальный ущерб окружающей среде способствовала необыкновенному успеху проекта и позволила сторицей вернуть вложенные средства. Сочетание таких факторов, как забота об окружающей среде, фантазия художников и высокое мастерство проектировщиков, может сыграть существенную роль в процессе обновления городов. Благодаря новаторскому подходу к строительству и пониманию интересов общества компании «Темпл-Бар Пропертиз» удалось спроектировать и возвести здание, которое стало эталоном для реконструкции района в целом. Ставка компании на высокий художественный уровень, высокое качество проектирования и бережное отношение к окружающей среде способствовала необыкновенному успеху проекта и позволила сторицей вернуть вложенные средства.
{mospagebreak}
ИЛФРАКУМ: ИНИЦИАТИВА ГРАЖДАНСКОГО ТРЕСТА

Илфракум считался одним из самых модных морских курортов на побережье Северного Девоншира. В летний сезон число его обитателей увеличивалось с 11 до 30 тысяч человек, и благодаря этому местные жители были обеспечены работой. Однако в послевоенный период, когда появилась возможность дешево отдыхать за границей, отношение людей к летнему отдыху диаметрально изменилось, интерес к городку практически пропал. В 1984 году администрация Северного Девоншира поручила фирме «Купере энд Либранд» провести исследование и разработать план мероприятий, способных возродить Илфракум. Фирма предложила привлечь к процессу экономического возрождения города Гражданский Трест. Руководство Треста согласилось провести комплекс мероприятий, рассчитанный на три года, после чего осуществление илфракумского проекта ложилось на плечи администрации города. Проект включал в себя реставрацию зданий, застройку новых участков, ландшафтные работы, улучшение работы транспорта и развитие различных форм общественного искусства. Однако в первую очередь было необходимо добиться поддержки намеченных преобразований среди местного населения. Ведь одобрение и сотрудничество местных жителей - важнейшие факторы успеха подобных начинаний.

Перед началом работ была организована Консультативная группа Гражданского Треста, постепенно превратившаяся в местное Гражданское Общество, насчитывающее более 200 членов. Именно оно взялось осуществить культурные проекты, которые должны были вдохнуть в город новую жизнь. Кроме того, была основана новая Туристическая Ассоциация, которой предстояло обсудить городскую рекламную кампанию с представителями частного сектора.

Пожалуй, самым активным участником преобразований в Илфра-куме можно назвать преподавателя местного колледжа Иона Белла. Именно благодаря ему удалось осуществить серию наиболее оригинальных культурных проектов. Один из них - «Викторианская неделя» - стал самым популярным среди местных жителей. Ион Белл помог организовать рекламную кампанию и получить дотации на создание Центра музыкальной культуры, Лэнтернского общественного центра (устроившегося в переоборудованной пустующей часовне), кроме того, ему удалось найти средства на изготовление шести больших знамен для Большого Зала конгрегационистской церкви, в котором вскоре разместилась выставка прикладного искусства.

В первую очередь были благоустроены улицы и площади Илфраку-ма, причем самые трудоемкие работы, такие, как расширение проезжей части Хай-стрит, взял на себя Совет графства. В раскинувшемся на берегу моря парке построили эстраду для оркестра и отреставрировали самую главную достопримечательность города - старый маяк. В настоящее время на благоустройство города ежегодно выделяется 60 тысяч фунтов стерлингов. Исследования Фонда развития общественного искусства показали, что реконструкция Переулков - паутины узких улочек и аллеек, опутавших район за центральной Хан-стрит, - может способствовать возрождению местной культуры. Учитывая рекомендации фонда

Совет графства Девоншира решил оказать этому проекту финансовую поддержку. Для разработки плана реконструкции Переулков муниципалитет Илфракума пригласил специалистов компании «Фри Форм», и те совместно с местными жителями выработали концепцию нового облика этого района. Было решено забрать окна домов во всех узких улочках коваными металлическими решетками. (Изготовление оконных решеток оплатили Гражданский Трест и компания «Би-Ти».) Перед въездом в район установили живописные арки с изображением местных достопримечательностей, причем центральную арку спроектировал и изготовил местный кузнец-умелец. Уличные указатели и таблички были разработаны и изготовлены в местных мастерских под руководством профессиональных художников из «Фри-Форм». Эта программа дала и продолжает давать работу местным художникам и ремесленникам. Несмотря на изрядную долю пессимизма, с которым поначалу отнеслись к проекту местные жители. Переулки превратили запущенный центральный район в колоритный и привлекательный уголок города.

Результаты культурной программы трудно выразить языком цифр. Если не учитывать тот факт, что район пребывал в глубоком запустении, любые достижения со стороны могут показаться просто смехотворными. И все-таки они очевидны. В общественных собраниях принимали участие десятки людей, и это недвусмысленно свидетельствовало о том, насколько велик интерес местных жителей к происходящему. Обсудить предложения по проекту строительства новой городской ратуши пришли 150 человек (в соседнем Барнстепле, значительно более крупном городе, на обсуждение аналогичного проекта явились всего пятеро горожан). В настоящее время искусство и художественные промыслы воспринимаются как неотъемлемая часть культуры Илфракума и положительно вли яют на имидж города. Местные жители охотно участвуют в любых культурных мероприятиях и тем самым вносят весомый вклад в благоустройство Илфракума.

Пусть искусство и не помогло привлечь в город дополнительные инвестиции, зато благодаря ему власти убедились в том, что культурные программы необходимы. В настоящее время в Илфракуме разработан десятилетний план городского развития «Видение будущего» - крайне важная веха, указывающая на то, что психологический климат города серьезно изменился.

Безусловно, в Илфракуме еще остаются серьезные проблемы, решить которые могут всевозможные культурные, социальные и градостроительные программы. Однако без участия местных жителей обойтись не удастся. Искусство способно объединить, зажечь горожан, придать им уверенности в себе. А люди, которые не просто берутся за проблему, но и умеют прочувствовать ее (в данном случае это Ион Белл), являются главными вдохновителями и архитекторами перемен в городках вроде Илфракума.

МУЗЕЙ "УЩЕЛЬЕ АЙРОНБРИДЖ" ТЕЛФОРД (АНГЛИЯ)

Ущелье Айронбридж называют колыбелью промышленной революции. Речь идет о полосе в три мили длиной и менее одной мили шириной по обоим склонам глубокого лесистого ущелья, где протекает река Северн, впадающая в море у города Бристоля. В северной части ущелья находится знаменитый металлургический поселок Коулбрукдейл, где в 1709 г. Абрахам Дарби первым начал использовать кокс для выплавки чугуна. В ХVIII и ХIХ вв. на обоих берегах реки работали металлургические заводы, угольные шахты и фабрики, и необходим был мост, способный связать оба берега в единый комплекс. Заводчики Дарби, чья вера в возможности железа была безгранична, построили такой мост, открывшийся для проезда в 1779 г., он и посей день служит людям и считается первый железным мостом в мире.

В том районе, где ныне развернул свою деятельность Музейный Трест "Ущелье Айронбридж" выплавкой металла уже не занимаются, а по Железному мосту могут ходить только пешеходы. Населенный пункт Айронбридж представляет собой скопление магазинов, ресторанов, банков, гостиниц и жилых зданий и все это связано с туристическим бизнесом. Музейный Трест не владеет всей недвижимостью на той территории, где он действует, однако он оказывает сильное влияние на застройку через местные органы власти, выдающие разрешение на строительство, поскольку в данном районе трест является основным налогоплательщиком и работодателем. В собственности треста и под его прямым контролем находятся как промышленные сооружения, так и жилые дома. Сюда относятся доменная печь Абрахама Дарби, Большой склад (1838 г.), где сейчас расположен музей железа, повествующий о клане Дарби и жителях Коулбрукдейла, а также главные сувенирные магазины всего Музейного Треста; Квакерское кладбище; Плотницкая улица 1738 г., с домами, построенными семейством Дарби для свои работников, а теперь восстановленные, чтобы показывать условия жизни рабочих семей долины. Роузхилл-хаус - в прошлом семейный особняк заводчиков-железоделателей Дарби, отреставрированный и обставленный с использованием ряда подлинных предметов, находившихся в доме изначально.
Четыре строения на деревянных каркасах (1636 г.), в одном из которых ныне, как когда-то, помещается действующая кузница, а в других живут музейные сотрудники, волонтеры-добровольци и студенты-исследователи. Двигаясь вдоль ущелья на юго-запад, мы вначале видим сам Железный мост, (в бывшем домике смотрителя моста сейчас разместился центр живой интерпретации), затем подходим к развалинам доменной печи Бедлам (1757 г.). Поблизости находится Коулпортский фарфоровый завод, закрывшийся в 1926 году. Ныне он восстановлен; работает музей и мастерские, показывающие как жили и работали и что производили люди на протяжении 150 лет работы.

"Блистс-Хилл" - отдельный крупный музей, входящий в состав "Айронбриджа",- находится на лесистом склоне холма, возвышающегося над Коулпортом. Здесь имеются разнообразные памятники промышленной деятельности ХVIII и ХIХ вв., которые были раскопаны, сведены вместе и отреставрированы. В их число входит три доменных печи начала Х1Х в., с помещениями для воздуходувок, угольная шахта и верхняя секция Шропширского канала. Вокруг и среди этих объектов, находящихся на своих исконных местах, расположен большой и постоянно растущий индустриальный музей под открытым небом, содержащий постройки, которые были доставлены из других мест. Среди них - лесопилка, литейная и железнодорожный цех, где демонстрируется выплавка малоуглеродистого железа традиционным методом пудлингования ( в Британии этого нигде больше нельзя увидеть).

Музейный Трест "Ущелье Айронбридж" был создан в 1968 г. как компания с ограниченной ответственностью, зарегистрированная в качестве благотворительной организации. Трестом руководит исполнительный совет в составе пятнадцати человек, двое из которых выдвигаются советами графства и округа, а так же советом по развитию города-спутника Телфорда, куда входит Айронбридж. Финансы привлекаются из разных источников и в разнообразных формах; (добровольные взносы промышленных и торговых фирм, гранды от местных и центральных властей и доходы от посетителей). Для проведения в жизнь столь грандиозного замысла нужен был человек, щедро наделенный воображением, оптимизмом и целеустремленностью. Этим человеком стал Нил Коссонс. Он приехал в Айронбридж в 1971 г., когда практически ничего еще не происходило, и уехал в 1983 году, когда Айронбридж получил международное признание. Музею предстояло стать привлекательным, чтобы склонить множество людей к поездке в Айронбридж. Приехавшим необходимо было дать почувствовать, что деньги потрачены незря. Важность и уникальность исторических памятников подкреплялась умелой организацией туристического дела, живым театральным показом и сервисным обслуживанием высокого класса. Стоянки, туалеты, кафе, рестораны, приветливый, готовый помочь персонал. Все побуждало посетителей приезжать в Айронбридж еще раз, увлекая за собой родственников и знакомых. Большим успехам Музейный Трест обязан профессиональной команде менеджеров, которые ввели в понятие музейного дела термины: эффективность, рентабельность, возмещение затрат, рынок и т.п. Коссонс сам в очень четких выражениях объяснил свою задачу и свой подход. "Идея единого органа, управляющего всеми историческими памятниками Ущелья поставила перед теми, кто участвовал в айронбриджском проекте, труднейшую задачу, и именно трудность, сложность и новизна проекта стала для них источником воодушевления и энергии. Впервые организация узкого назначения и к тому же не имеющая статуса корпорации, учрежденной актом парламента, получила возможность планирования, координации и управления в рамках работ по возрождению и анимации в географически едином районе, отчаянно нуждающемся в заботе и внимании. Проект создания этой организации, задуманной именно как музей, что было и правильно, и существенно, никоим образом не удовлетворял всем требованиям, предъявляемым идеологией "национального парка", однако он был практичен и благодаря льготам, на которые давал право статус независимой благотворительной организации, он был осуществим".

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе