К слову о брендах

Овцы в этот день были повсюду – и стриженные, и ряженные, с прическами и без. Фестиваль «Романовская овца – золотое руно России» проходил с размахом – сразу на двух берегах Волги: до трех часов дня – на левом, вечером – на правом. Это было единое карнавальное шествие, берущее свое начало от «обманного пункта» у переправы на правом берегу Тутаева.

– Покупайте паспорта! Один рубль – один бараш! – зазывали ряженые гостей города на паром.

Организаторы праздника предполагали, что, покупая шутовские паспорта на импровизированной таможне, приезжие оставляют свои проблемы и заботы на волжском берегу и погружаются в чудесную страну знаменитого тутаевского бренда – романовской овцы. Под бой барабанов, свист гармони, во главе с избранными на пароме кумой и кумом гости отправились на ярмарку народных промыслов.

Там, среди игровых и музыкальных программ, состоялась презентация брендов Ярославского края. Среди поющих и пляшущих гостей особенно был заметен переяславский Берендей – у него была и самая крупная палатка (в основном с льняными куклами), и субъективно лучшее представление. У каждой делегации, безусловно, выделялась и собственная туристическая специализация: у Мышкина – историко-краеведческая, у Переславля – игровая, сказочная. Тутаевский же бренд привлек внимание специалистов-овцеводов со всей России, видевших в нем своеобразный символ развития отрасли. 

На конференции, посвященной возрождению романовской породы, Михаил Егоров, генеральный директор нацио­нального союза овцеводов, даже предложил перевести праздник в разряд общероссийских и заявил о необходимости популяризации продуктов российского овцеводства, весьма слабо представленных на отечественном рынке.

Однако если праздник этот и объединяет энтузиастов романовской породы, то наибольшего успеха в ее возрождении добились не тутаевцы, а угличане. У них сейчас лучшие показатели и по объемам производства, и по качеству. Лишь в одном из ярмарочных загончиков ютились овечки тутаевского СПК с названием, похожим на фестивальное, – «Золотое руно». Весьма обидно, когда слово «бренд» не имеет под собой достойного вещественного основания.

А ведь когда-то Романово-Борисоглебск был известен на всю Россию своими кошарами, заводским и кустарным овчинными производствами. Ныне организаторам фестиваля удалось собрать много удачных экспозиций, рассредоточив их по территории мероприятия. Однако ряженых в овец на празднике было едва ли не больше, чем романовских ярок. Местные кустари на ярмарке выставляли в основном продукты из льна, козьего пуха, дерева, камня, много было картин и инсталляций, а вот изделий из романовской шерсти мало. Размерами выделялись две экспозиции: продукция Тутаевской овчинно-меховой фабрики и выставка-продажа валенок из села Куркина Вологодского района.

– В производстве валенок у нас заняты сотрудники и с четвертьвековым стажем, но много и молодых девушек – по восемнадцать лет, – рассказывает вологодская мастерица Аня Бирюкова. – Лично меня привел мой парень, у него вся семья этим делом занимается. Мне показалось, что народные промыслы, традиции – это так интересно, и я решила себя по­пробовать. 

Куркинское производство – яркий пример успешного предприятия. Организовано оно было на базе убыточной котовальни – небольшой избы, где валяли валенки. Новый хозяин сумел и сохранить опытных работников, и привлечь молодые кадры. Плоды подобного опыта – большая ярмарочная экспозиция – служат своеобразным призывом для местных предпринимателей к возрождению не только народных промыслов, но и овцеводства в целом. Ведь главной проблемой в восстановлении численности романовской овцы является именно неразвитость системы сбыта: закупки от ближних овчинно-меховых фабрик ограниченны кризисом, для выхода на общенациональный рынок необходимы дилеры, а это всегда накрутки. Местных овцеводов может выручить организация отраслевых выставок для поиска деловых партнеров. Эффективность такой практики высоко оценил еще один гость фестиваля, заместитель директора государственной овчарни Франции Кристин Лянг: 

– В Европе существуют очень большие проблемы по продаже и спросу на шерсть, – рассказал он. – Сейчас шерсть рассматривается как одно из убыточных производств. Для развития отрасли на базе государственной овчарни организована выставка изделий из овечьей шерсти. К нам приезжают ремесленники со всего мира. Работы, что они демонстрируют, уникальны: шерстяные лампы, шерстяные домики и т.п.

Нечто похожее, но в гораздо меньшем масштабе было представлено в минувшие выходные и в Тутаеве. Хотя цели, судя по обилию музыкальных и игровых программ, организаторы «Золотого руна» преследовали иные. Работа с брендами весьма высоко повышает туристическую привлекательность региона, но при этом не стоит забывать и о привлекательности инвестиционной. Конечно, пока рано говорить о возрождении романовского овцеводства в Тутаеве. Однако от состояния этой отрасли зависит, останется ли «Золотое руно» районным праздником или станет отраслевым центром всероссийского. 


Алексей КАЛЮГИН 

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе