Как медный грош стал золотым червонцем

Разгар весны, и снова в Ярославле гастрольный бум. На рекламном планшете, типичном для предмайской недели, между плакатом
к 65-летию Победы с орденом Отечественной войны, переплетённым георгиевской лентой, и листовкой с приглашением на выставку мёда – афиши, афиши, афиши. На них знакомые имена, лица, бренды: Буланова, Розенбаум, Валерия, Аллегрова, «Шесть кадров». И в мае, до самого сезона летних отпусков, шоу-бизнес не даст ярославцам перевести дух. К нам едут «Непара», Валерий Меладзе. В конце месяца нас возьмут на прицел «Ночные снайперы». За какие деньги нас так рьяно развлекают? Как зависит цена вопроса от экономического кризиса? Об этом размышляет наш корреспондент.


Ключевую заповедь концертно-зрелищной экономики никакой кризис отменить не в силах. Эстрадная звезда, театральная антреприза с любимыми или просто узнаваемыми артистами, музыкант с мировым именем или кинопремьера размаха «Утомлённых солнцем-2» стоят ровно столько, сколько мы в состоянии за них заплатить.
Так сколько же? В принципе стоимость билетов можно узнать в любой кассе. А вот за уточнением реальной цены вопроса для зрителей журналисту идти всё же лучше – куда? – к статистикам. Они и скажут, сколько денег на культуру звенит в нашей потребительской корзине. По предварительным данным, платных услуг населению бюджетные учреждения культуры области оказали за год на сумму 313,5 миллиона рублей.
– Придерживаемся принципа равного доступа к ценностям культуры для всех. Есть установленный с учётом кризисной ситуации федеральный мораторий на цены билетов в музеи, театры, на выступления артистов филармонии, – по нашей просьбе комментирует эту цифру директор департамента культуры и туризма Лариса Сорокина. – Вашим читателям наверняка известно, что билет на концерты Ярославского симфонического оркестра стоит не дороже ста рублей, а на спектакль Волковского театра – от 150 до пятисот, и эти цены за три последних года не менялись. Такой курс продолжаем мы и областными социальными программами. Финансовое благополучие учреждений культуры поддерживаем ни в коем случае не за счёт зрительского кошелька. Ценовые льготы у нас имеют 14 категорий граждан – от ветеранов войны, многодетных семей до студентов. В нынешнем году в областном бюджете на эти цели предусмотрено в общей сложности 6 миллионов рублей. Считаем своим долгом обеспечивать людям равные возможности приобщения к высокой культуре. А уж кто как ими воспользуется, конечно же, зависит от них самих.
Чтобы понять, как эти возможности реализуются в жизни, посмотрим, сколько платных культурных услуг приходится в области на человека. Получается 240 рублей в год. На такие деньги больше одного раза в году, образно говоря, и девушку в кино не сводишь. Эту невесёлую реальность, не зависящую ни от кризиса, ни от доброго отношения властей к культуре, подтверждают обследования Ярославльстатом бюджетов домашних хозяйств за год минувший. За один месяц мы с вами тратили на кино, концерты, театры, музеи знаете сколько? Десятку с копейками!
Заглянем на общедоступную для пользователей Интернета «Биржу звёзд», где обнародованы их гонорары. От нулей в глазах рябит. Если верить тем сводкам, самые дорогие у нас «Машина времени», Николай Басков, Филипп Киркоров – по убывающей от 40 до 20 тысяч у. е. за концерт. Самые скромные гонорары – от трёх до семи тысяч, разумеется в долларах.
При этом неизвестные эксперты «Биржи звёзд» уверяют, что многие группы и солисты подтянули пояса, что будто бы проблемы с наполнением залов и отменой из-за кризиса корпоративных заявок заставили некоторых из них умерить аппетиты чуть ли не в половину.
Звёзды, как известно, цену себе знают, и они сами разберутся со своими «трудностями». Куда интереснее понять, как их заоблачные гонорары согласуются с той десяткой, какая приходится в наших краях на культуру на душу населения. Вся хитрость в том, что, как нетрудно догадаться, в кино или на концерты ходит живой, во плоти и крови, а не среднестатистический зритель.
По результатам обследования домашних хозяйств отделом Елены Рогачёвой – статистики уровня жизни Яро­славльстата – хорошо видно, что если самые малоимущие тратили на платные культурные услуги 0,6 рубля в месяц, то эта сумма у самых состоятельных – 15,9 рубля. Превышение – в 26 раз. Как отражены в этой шоковой статистике доходы звёзд? А никак не отражены. По крайней мере, не их налогами – гастролёры платят их по месту жительства.
Известны лишь проценты от денег, какие идут на организацию концертов и выездных спектаклей: на аренду площадок, что рассчитывается от аншлаговой суммы заполнения залов, и на зарплату самих менеджеров. А даже сотрудник-дебютант в столичном арт-агентстве, по данным редакции, может рассчитывать сразу на сумму не меньше 45 тысяч рублей.
Так что лучше, граждане, не знать, сколько времени пришлось откладывать в загашник рубли фанату Розенбаума или поклоннику Валерии, пока улыбчивый делец по имени Шоу-бизнес превращает медный грош в золотой червонец. Амбиции звёзд как ни крути по-прежнему ориентированы на богатых. Гастроль кумиров в прейскуранте жизненных благ, как и до кризиса, находится где-то между иномарками, бриллиантами в зубах, золотыми часами фирмы «Ролекс».
Не правда ли, не самое благодарное на свете занятие – считать деньги в чужом кармане, но вот приходится. Иначе и не понять, насколько же общедоступна в нашей стране культура, делающая нас добрее и честнее. Её по старой памяти многие продолжают считать принадлежащей народу.
И ещё. Вот совсем свежие цифры для размышлений в тему. С 1 мая вступают в силу уточнённые данные по нашему прожиточному минимуму. Рассчитывается он, напомним, от стоимости потребительской корзины, где с недавних пор впервые учтены и наши культурные запросы. Так вот, в среднем на душу населения исчисляется он суммой в 4849 рублей. А это значит, что каждый шестой в нашей области, то есть около 213 тысяч человек, живут ниже уровня бедности. И ему или вообще не до высоких материй, или волей-неволей вынужден он изо дня в день смотреть сериалы или концертные шоу по «ящику» через стекло.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе