Князь из романа

Мышкин. Он сидит на скамье – задумчивый, в руках узелок. Издали посмотреть – скамейка напоминает крест: «Мир спасёт красота! Ах, кабы она добра была – всё было бы спасено». Это князь Мышкин из романа Фёдора Михайловича Достоев­ского «Идиот». Его так многие изображали – художники, артисты и скульптор Сергей Олегович Скала (творческий псевдоним, а фамилия – Медведев). Его макет скульптуры князя Мышкина стоит в кабинете главы Мышкинского района Анатолия Геннадьевича Курицина. Архитектор Олег Сергеевич Скала (отец художника) сделал эскиз памятника, вписав его в конкретный участок рядом со строящимися «Мышкиными палатами». Эти работы они выполнили из дружеских побуждений, безвозмездно. Потому что знакомы с городом давно: отцу и сыну был заказан мемориал Победы к её 60-летию. Получилось впечатляюще. Эскизы князя художественный градостроительный совет тоже одобрил. Теперь дело за деньгами, которые надо найти у спонсоров – и Скалы могут браться за дело. Чтобы это произошло, идея должна стать широко известной.

Для пропаганды открыли выставку в Опочининской библиотеке. Рядом с основным её зданием в усадьбе Чистовых есть часовенка. Там размещают сменные экспозиции. В прошлом году была посвящённая 100-летию академика Д. С. Лихачёва. Сейчас – литературно-художественная в связи с Достоевским и его романом «Идиот»: библиография, издания романа, исследовательские работы, мемуары, иллюстрации, кадры из фильмов по данному сюжету, портреты актёров Яковлева и Миронова, игравших князя, и тех, что были в ролях других персонажей…

Здесь можно узнать, как брат писателя Андрей Михайлович приложил руку к Мышкину. Он был архитектором, и по его проектам возводились кое-какие здания в Ярославской области, в том числе хозяйственные постройки в усадьбе Чистовых. В помещении одной из них теперь находится музей валенок. Мирового имени это произведение архитектору не сделало. Зато, по воспоминаниям современников, он, побывав в городе, снабдил творческими ассоциациями брата. Фамилия Мышкин для главного героя романа «Идиот» возникла у Фёдора Михайловича именно отсюда – убеждены мышкинцы. И не только: идеал нрав­ственного и духовного равновесия человека, предлагаемый писателем, сформировала атмосфера их городка.

«Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой…» – эти стихи Пушкина сопровождают князя Мышкина на протяжении всего романа. Однако мышкинский характер ими не исчерпывается. В конце концов не только Достоевский питался образами города. Как здесь говорят, Катерина из драмы Островского «Гроза» тоже бросается в Волгу с обрыва именно с мышкин­ского Верхнего бульвара. Купеческая хватка горожан никуда не делась, а трансформировалась в соответствии с запросами времени. Намёки понимают с полуслова и делают из них славу, деньги, полезные связи или культурные ценности. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов здесь побывал журналист газеты «Культура» Илья Борисович Медовой. Умилился названию города и подал идею музея Мыши. Не прошло и нескольких лет, как из этого здешние энтузиасты и умельцы вырастили туристический центр, прославивший город на всю страну и далее. А Медового наградили учреждённым орденом Мыши. Он его достоин: идея с князем тоже принадлежит ему. Теперь она очень кстати: когда трогательный детский музей Мыши раскрутил бизнес, захотелось побольше душевной чистоты, доброты и бескорыстия: «Мир спасёт красота! Ах, кабы…»

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе