Костромской музей народной архитектуры и антинародной разрухи

«Состояние объектов культурного наследия может стать почвой для клеветы и политических спекуляций».

Мельницы без крыльев; баня, поросшая мхом и с провалившимся полом; Дом Ершова с разваливающимся крыльцом… Картина в «Костромской слободе» на быт одной счастливой деревни никак не тянет, о чем и написала Антонина Васильевна Соловьева (научный сотрудник Костромского музея народной архитектуры и быта в 1970-е гг.), сопроводив слова фотографиями актуального состояния памятников деревянного зодчества и оценкой Иосифа Шефтелевича Шевелева, по проектам и под наблюдением которого были еще в советские годы отреставрированы дом Ершова и церковь Спаса из села Фоминского:

«Гибнет на глазах у нас собрание бесценных памятников народного деревянного зодчества Золотого кольца России, одного из первых в России музеев-заповедников. Кровли многих объектов в “Костромской слободе” текут, крыши повреждены, стены поражены грибком, лишайником и плесенью. Сквозь сказочные ветряные мельницы на столбах и избушках проросла берёзовая роща, мельницы лишились крыльев. Крыльца домов рушатся. Великое плотничное искусство народа, так ярко представленное ещё 10 лет назад, безвозвратно исчезает. Слава и гордость Костромы становится её позором. Устрашает равнодушие и духовная слепота сегодняшних владельцев Музея и бездействие государственных служб, призванных не только развлекать туристов, но прежде всего – сберечь сокровища Золотого кольца России».



До Москвы докатилось

22 ноября в Москве состоялось заседание секции памятников деревянной архитектуры и музеев деревянного зодчества Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ. Консилиуму был представлен сравнительный фоторяд «было-стало», подготовленный дочерью Иосифа Шевелева – Марией Иосифовной Шевелевой.








Мария Шевелева - «Хранителям Наследия»:

«Фактический приоритет дирекции музея - это не работы по сохранению и реставрации памятников деревянного зодчества, а развитие «инфраструктуры для туристов»: обитель фольклорной нечисти, валун в честь областного руководства, народные гуляния. Собрание подлинных памятников русского деревянного зодчества стало гниющей декорацией для мероприятий.

Дирекция музея заявляет, что в среднем за год музей посещают около 120 тысяч человек. Сопоставив кассовые сборы, штатное расписание (в котором нет ни архитектора-реставратора, ни плотника), зная, что памятники не отапливаются, трудно поверить, что музей - убыточное учреждение. Полагаю, финансовые объяснения А.А. Митина будут отражены в протоколе заседания секции НМС.

Руководители музея А.И. Митин и С.А. Пиляк заявляют, что бессильны, поскольку не имеют ни денег, ни прав. Но в правовом аспекте, именно музей (в лице директора) отвечает на основании охранного договора за сохранность каждого памятника.

Вероятно, стиль работы дирекции музея неотделим от непонимания костромским областным руководством ценности собрания музея. В Костроме, активно развивающей туризм, этот музей – второй по посещаемости после Ипатьевского монастыря, и расположен под его стеной, отчего поток туристов в музей неизбежен.

Куда уходит прибыль от билетов? Какой хозяин отберет корм у дойной коровы? Согласно официальному сайту музея, полный билет стоит 150 руб., льготный - 100 руб., посещение территории музея для участников свадебных церемоний - 100 руб. Отдельно продают билеты на право фотосъемки, отдельно взимают 100 рублей за посещение «бестиария»…

Таким образом, 150-300 руб. с человека, в среднем считаем по 225 руб. х 120000 чел. = порядка 27 миллионов в год – только от продажи билетов. А еще коллективные мероприятия, тоже доход. Вероятно, всего около 30 млн. руб. в год».

Согласно официальным данным о финансово-хозяйственной деятельности учреждения, опубликованным на его сайте, в 2017 году музей планировал получить 20, 6 млн руб. доходов (в т.ч. 10, 6 млн – от субсидий федерального и регионального бюджетов). Расходов было запланировано почти на 22 млн рублей, причем работы по сохранению и реставрации объектов культурного наследия в опубликованном перечне расходных статей отсутствуют.



Типичной ситуации типичный образец

Со слов участников заседания и из протокола секции ФНМС (есть в распоряжении редакции), становится понятным, что разговор касался не только денег, которых, по мнению одних, не хватает, по мнению других, достаточно. Нет также архитектора и плотников в штате музея. Уровень работы «Костромареставрация», судя по отзывам, оставляет желать лучшего.

Эксперты также обращают внимание на возможное нарушение предметов охраны некоторых объектов культурного наследия, в частности, церкви Ильи Пророка из с. Березовец. В предмете охраны от 2009 года упоминается иконостас и резные царские врата.  Также есть и свидетели того, что царские врата были. Сегодня, судя по фото, их нет.




 Для «Хранителей Наследия» - комментарий Андрея Ивановича Митина, директора музея-заповедника «Костромская слобода»:

«Действительно, состояние части музейных объектов является неудовлетворительным. Упомянутые памятники и отдельные изображения способны создать ощущение полностью уничтоженной коллекции. Тем не менее, это ощущение нельзя, на наш взгляд, назвать правдивым.

Костромской музей деревянного зодчества создавался во многом не только музейщиками, но и Костромской государственной реставрационной мастерской. Естественно, наличие кадров, базы и финансирования позволяет перевозить по несколько объектов в год. И сейчас единичные музеи, имеющие подобные ресурсы, несомненно, могут показать достойные результаты в развитии. Именно этого не хватает современному костромскому музею.

В 1990-х годах, как и в целом по России, сохранению культурного наследия уделялось иное внимание. Эта тенденция знакома всем представителям нашего сообщества. Лишь в течение 2000-х годов, при финансировании из федерального бюджета, был проведен ряд реставрационных мероприятий, позволивших продлить жизнь памятников и частично исправить конструктивные недочеты перевезенных объектов. Вновь музей увидел пример планомерной и регулярной реставрации, так необходимой памятникам деревянного зодчества, но продолжение работ было приостановлено в конце «нулевых» годов.

В последнее время, с 2013 года, при поддержке Администрации Костромской области были проведены ремонтно-реставрационные работы на трех объектах – это десятая часть коллекции музея. Мы понимаем, что этого явно недостаточно. Подготовлен план, который при наличии финансирования будет реализован.

Естественно, состояние объектов культурного наследия может стать почвой для клеветы и политических спекуляций. Важно не забывать о реальной работе».



Для «Хранителей Наследия» - комментарий Игоря Николаевича Шургина, члена секции ФНМС, архитектора-реставратора:

«Памятники Костромского музея пришли в сегодняшнее страшное состояние (что иллюстрируют материалы, присланные М. И. Шевелевой) не в один год, поэтому винить только нынешнее руководство музея нельзя.

Вместе с тем, никакой информации о попытках изменить ситуацию от дирекции музея не было получено.

К сожалению, Костромской музей - не исключение. Подобный же музей в Нижнем Новгороде (и другие) не в лучшем состоянии.

Беда в том, что в стране нет системы сохранения деревянного архитектурного наследия, в том числе и в музеях под открытым небом. Бюджетные деньги, мягко говоря, распыляются, вместо профессионалов по существу работают строители (имеющие реставрационные лицензии), научная основа реставрации игнорируется.

Все эти проблемы и другие, отражены в аналитической части проекта "Концепции сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года". В этом же документе содержатся и предложения по выходу из кризиса. Концепция должна рассматриваться на Коллегии Минкультуры России 23 декабря 2017 года».



Сухой остаток

По итогам прений создана специальная рабочая группа экспертов, которые будут курировать ситуацию в костромском музее. В Проекте протокола заседания музею-заповеднику поручается «составить план мероприятий по сохранению памятников деревянной архитектуры и представить его на следующем заседании Секции 28 февраля 2018 г.» и «рекомендовать музею-заповеднику «Костромская слобода» незамедлительно организовать выполнение консервационных и противоаварийных работ по памятникам музея».

Источники ресурсов, финансовых и кадровых, для этих работ - не уточняются.

«Костромская слобода» - музей хорошо известный широкой публике, он всегда был своего рода образцово-показательным… Если уж там такое неблагополучие, что уж говорить о других более скромных и удаленных от центра его собратьях. Подобные истории являются сигналами SOS для всей отрасли. Сколько их еще потребуется для изменения ситуации? Или… сами собой затухнут?


Фото: И. Герасимов, М. Шевелева, Я. Субботина 

На заявочном фото (И. Герасимов) - Дом Ершова, нынешнее состояние

Автор
Евгения Твардовская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе