Ушла из жизни Маргарита Ваняшова

Ушла из жизни Маргарита Ваняшова. Это была одна из моих самых любимых театральных женщин. Я познакомился с ней еще в 1990-е, когда Ярославскую драму возглавлял Владимир Боголепов.

Маргарита Георгиевна была совершенно не провинциальным человеком. При том, что театральный Ярославль - это она, это синонимы. Глубокое оснащенное мышление. Она знала и театральную старину, и все новости науки были ей также подвластны. Быстрый резкий социальный ум - если бы она была актрисой, она бы играла Горького лучше, чем Островского. Незлобивость, любовь и нежность к молодости, она умела пригреть, оценить, поощрить. Редкое свойство для театрального человека - отсутствие высокомерия. С высоты ее-то лет! Ее все любили. Особенно - актеры. Актеры любили критика! Это почти невозможно себе представить. Но да, такой она была.

До самого последнего дня она, уже тяжело жившая, тяжело ходившая, интересовалась новым театром. Участвовала во всех дискуссиях, активно писала в фб, читала и комментировала других, была жадной до интеллектуальных театральных новостей. Водила машину сама. Она однажды меня поразила: она знала наизусть песни Янки Дягилевой. В 75 лет! У нее не было привычного для театральных старожилов презрения к новому искусству.

Она совершила несколько театроведческих открытий. Ее статья о Федоре Волкове, о связи его театральности и его религиозности, опубликованная журналом "Театр", - невероятное научное исследование. Она знала театр целиком. Знала XVIII век, разбиралась в XIX веке (вспоминаю ее подсчеты, что у Карамзина пушкинская фраза "народ безмолвствует" встречается трижды). Последняя ее книжка - о режиссере Евгении Марчелли, прекрасная книга! Полна теплоты и преданности, недежурного знания ее книга о ярославском гении, профессоре Ярославского театрального училища Фирсе Шишигине.

Фантастическим опытом было сидеть с ней в театре, в зале. Она смотрела беспокойно, всем телом переживая спектакль, мучилась на кресле, перемещалась, слова клокотали в ней, иногда выбрасываясь в тишину зрительного зала. Не слова негодования, а результативный выброс онлайн-мышления. Театр волновал ее, жарил, колол, рвал на части. Фотографировала параллельно, жила жизнью персонажей вместе с артистами. В какие-то минуты застывала, становилась глыбой, роденовским мыслителем - когда театр, вероятно, надавливал на любимые мысли, на любимую философскую шишечку. Скучать в театре - это не про нее.

Когда она говорила и писала о театре, в ней было, безусловно, ремесло - умение анализировать художественную форму. Но, кроме ремесла, было что-то еще. То, что собственно и вдохновляет, увлекает слушателей. Философия театра, мудрость театрального знания, сопоставления. Есть факт спектакля, но этот факт художественного смысла всегда вписывался в философию жизни, в ткань развития искусства. И любое, самое, быть может, маленькое, провинциальное явление - пусть даже этюд студента - вписывался в контекст могучей, обильной истории культуры. И то, что она говорила и писала, как бы склеивало современного артиста с самим Федором Волковым. Она приняла на себя эту миссию - быть клеем в театральной истории.

Твердость и стойкость позиции. Не ругала, не закапывала спектакли (по крайней мере, в последнее время), но умела всё сказать, что надо. Я много читал лекций в Ярославле. Маргарита Георгиевна всегда приходила, слушала, спорила, кивала головой. Как-то к слову сказал, что в "Ревизоре" нет положительного героя у Гоголя. Ваняшова тут же с места: "Есть!" И доказывала! Возникала интересная дискуссия. Я приходил к ее студентам-театроведам. Была заметна ее забота о своих учениках, но и понимание "потолка": проблем провинциальной изоляции и сложностей с трудоустройством. И все равно тянула этих пяти-шести ребяток: уж лучше театром заниматься, чем войной или торговлей. Тот случай, когда театр - душеспасение, а Ярославский институт - Касталия.

Она была человеком, которая приняла ответственность за тот театр, который существует рядом с ней, параллельно с ней. Вот это очень важное свойство театрального критика - не просто писать и размышлять, не просто критиковать и анализировать. А принять ответственность за театр. Вот как Бусыгин на половине пьесы принимает ответственность за семью Сарафанова. Театральный Ярославль - это она, это ее город, это воспетый ею кусок театральной России.

Маргарита Георгиевна, спасибо вам, дорогая. Все ваши уроки я запомнил.


На изображении может находиться: 1 человек






Автор
Павел Руднев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе