В науке он только подрабатывал

На днях в акватории Рыбинского водохранилища близ поселка Борок состоялось событие, которое можно отнести к разряду неординарных, - ближайшие родственники ученого из Борка Юрия Семеновича Геншафта, ушедшего из жизни 1 апреля нынешнего года, развеяли его прах над Рыбинским водохранилищем, как и завещал сделать покойный. 

ВЕДЬ с начала 70-х годов научная работа (а с 80-х годов и семейная жизнь) Юрия Семеновича была неразрывно связана именно с геофизической обсерваторией «Борок». Кому-то милее московская жизнь с ее суетой, пробками и шумом метрополитена, а Геншафты выбрали этот милый сердцу уголок. 
По свидетельству кандидата физико-математических наук Владимира Анатольевича Цельмовича, ближайшего друга Юрия Семеновича, скромный домик Геншафтов в Веретее привлекал множество людей. Естественно, в нем проводили много времени дети Геншафтов, их семьи и друзья. Внуки Петя и Витя практически все лето жили в Веретее, набираясь сил и здоровья, помогая деду в хозяйственных и строительных работах. Кроме родственников в Веретею приезжало множество друзей. За лето можно было насчитать 20 - 30 гостей. Гостевой домик никогда не пустовал. Вечерами все собирались у костра, долго пели под гитару. 

А каким он был замечательным плотником! Об этом свидетельствует один комичный случай. Владимир Анатольевич на приусадебном участке около Борка ставил хозблок. Обустраивал в это время в Веретее свой сельский быт и Юрий Семенович. В какой-то момент к Владимиру Анатольевичу подошел местный мужичок и поинтересовался, чего это он, работающий в науке, сам строит себе домик. 

- Тут в Веретее мужик один появился, - поведал гость Цельмовичу. - Фамилия простая - Генштаб. Его все в Веретее знают. То ли сын полка, то ли в Генштабе служил - не знаю. Но плотник классный. Ты его найми, он быстро тебе все сколотит. 

Однако эта работа была лишь фоном для активной научной деятельности. Каждое утро на велосипеде, иногда на автобусе Юрий Семенович Геншафт, заслуженный деятель науки Российской Федерации, приезжал в Борок, работал на микрозонде, на прессе, на других приборах. В обсерватории «Борок» выполнялась вся экспериментальная часть работ по грантам, которыми он руководил. В Борок благодаря усилиям Геншафта были привезены необходимые приборы, компьютеры, множество другого оборудования, коллекции каменного материала из экспедиций. Он не пропускал работу ни одной конференции. 

В Борке он ежегодно участвовал в Морозовских чтениях. Сын Юрия Семеновича Семен, скрипач оркестра Большого театра, как-то выступил с концертом, так зал в Борке был полон. А благодаря инициативе Лилии Александровны Геншафт, поддержанной в администрации Некоузского района, из Москвы была привезена целая библиотека (около 40 тысяч книг), что удвоило библиотечный фонд Некоузского района. И первый компьютер в Веретейской школе появился благодаря Юрию Семеновичу. 

15 лет жизни семьи Геншафтов на оси Веретея - Борок показали возможность существования в весьма скромных условиях ученого, проводящего фундаментальные исследования. Многим скромный быт семьи Геншафтов был непонятен, однако на фотографиях из семейного альбома только счастливые, улыбающиеся лица, и эти улыбки совершенно естественны. И всем теперь в Борке очень не хватает доброго, активного жизнелюбия Юрия Семеновича. Не хватает его научным сотрудникам, имевшим счастье работать с ним, видеть его потрясающую эрудицию и работоспособность. Не хватает его и простым сельским жителям, видевшим его с топором и молотком и считавшим, что в науке он «только подрабатывает». 

Светлана Бакунина, Некоузский район

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе