Возвращение к Николаю Алексеевичу

– Не рассказать ли вам о Некрасове? – спросила, начиная концерт своих учеников, гостья Карабихи профессор по вокалу театрального института Беатриса Васильевна Окулова. Слушатели – а это были старшеклассники местной сельской школы – встретили такое предложение вежливым молчанием. Возникший казус поспешила смягчить устроитель встречи поколений, посвященной 185летию классика (его круглая дата – в воскресенье), заместитель директора музея Татьяна Полежаева.
В наш музей эти люди ходят сызмальства, – вступилась она за ребят, – они здесь не гости, а хозяева и про Некрасова сами кому угодно расскажут.

Компанейские студенты – будущие кукловоды и артисты театра драмы – с ходу нашли с хозяевами общий язык. Минут через пять у слушателей улыбками засветились лица, заблестели глаза. Гости завели всех азартом и лицедейским куражом, старинными крестьянскими песнями, «Генералом Топтыгиным», изображая в лицах персонажей поэмы. А на уход всей «горницей» рванули некрасовскую «Коробушку».

Артисты спешно отбыли в город, их гастроль в тот день продолжалась. А вот слушателей наш корреспондент после концерта рискнул притормозить. Поговорили о поэтической неделе, что проходит сейчас у них в школе. Выяснилось вот что. Семиклассница Екатерина Волченкова представляла ее на районном конкурсе чтецов. Исполнила там отрывок из «Детства Валежникова» («О Волга, колыбель моя…»). Никаких наград Катя не получила, но совсем не расстроилась. И сразу объяснила, отчего так. Некрасова читает наизусть просто потому, что любит, а не по чьемуто заданию и не для конкурсов.

Восьмиклассница Анна Морозова рассказала… не про себя, а про однокашника Игоря Балдина. Показывал ей значок с портретом Некрасова. Нашел его на дне сундука в деревенском доме бабушки. Значок вроде как советских времен, может быть, 20х годов. Игорь, как считает Анна, пока что один из претендентов на приз еще одного конкурса поэтической недели – «Находка года».

Иван Кириллов в тот день трудился в музее журналистом. Выпускают к дню рождения Некрасова стенгазету. Кириллов взял интервью у хранителей фонда редкой книги Ольги Андреевны Тарасовой, внучки первого директора музея. Хранитель показала ребятам первый сборник будущего классика «Мечты и звуки». Автор, как выяснил у нее интервьюер, к этой книжке «относился плохо», скупил ее в СанктПетербурге по магазинам и сжег. Про книжку Некрасовагимназиста, чудом сохранившуюся, Ваня и напишет в стенгазете.

Амине Аллазовой запомнилась экскурсия и как раз на ту выставку, возле витрин которой выступали студенты. Свои 60 лет отмечает в эти дни и сам Некрасовский музей. На витринах – раритеты, присланные из других музеев и коллекционерами. Общительная Амина показала нам, что понравилось ей больше всего: цилиндр одного из поклонников Некрасова, его охотничья двустволка, купленная в Париже, пластмассовая ручка поэта.

– Многие, наверное, думают, – как заправский гид, рассуждала Амина, – что автор «Кому на Руси жить хорошо», как Пушкин, пользовался гусиным перышком. Оказывается, не так. Писал он, как и наши дедушки и бабушки, пером металлическим.

За стенкой готовы к отправке в зал «Классика» музеязаповедника планшеты фотохроники «Нам – 60!». Здесь много такого, от чего замрут сердца тех, для кого поэзия не пустой звук. По архивным снимкам и текстам из книг отзывов видно, что музей народного заступника открывали не по чиновничьей прихоти, а потому, что так хотели его читатели. Две старушки – племянницы поэта, дочери его брата Федора – Елизавета и Вера, долго жившие в усадьбе, водили экскурсии еще до войны.

Отдыхающие из дома отдыха просвещения написали 22 июня 1941 года: «Выражаем пожелание, чтобы в деревне Карабиха собирали все предметы, относящиеся к памяти великого поэта». Пройдет еще пять лет, прежде чем возвратится с войны демобилизованный артиллерист и фронтовой разведчик, воспитанник филфака Ленинградского университета Анатолий Тарасов и, надолго заболев музеем, засучит рукава. Фотохроника напоминает: то были времена, когда в Нижнем парке еще существовали огороды, в подвале стоявшего без крыши Восточного флигеля – конюшня и каждую гайку надо было добывать с боем…

Открытие выставки обещает стать гвоздем назначенного на пятницу праздничного вечера с композицией «Возвращение к Некрасову», ретропрограммой ансамбля «Серпантин» под названием «Время выбрало нас».

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе