АМУРЫ У ПЛЕТНЯ

В Ярославском ТЮЗе - премьера. Дают «Долгожданное счастье» - нравоучительную комедию по рассказам Николая Лескова.
ПЬЕСУ написал известный драматург и сценарист Виктор Ольшанский, объединив два малоизвестных произведения короля святочной прозы «Барин, Полина и Петух» и «Простое средство». А далее дело продолжил режиссер из Геленджика Анатолий Слюсаренко, наконец-то расставшийся с султанами и армянскими донами и прочей восточной экзотикой и решивший окунуться в русскую глубинку. Простенький и легкий сюжет разворачивается в лубочных декорациях под треньканье балалаек и визг хрюшек. Из-за кулис выплывают дородные красавицы в кокошниках. Сцену загромождать не стали. Довольствовались огромным постером с видами дворянской усадьбы. Нагородили плетней, понавешали домотканых ковриков. И для потехи водрузили коня и корову с перепутанными задами.
В центре - вечный конфликт поколений: властная барыня-бригадирша (Татьяна Гришкова) просто одержима идеей женить своего сына, храброго красавца офицера Лукашу (Валерий Морозов). А у того в голове сплошь либерте - книжки запретные читает, всяких там вольтеров с дидеротами. Вот маменька и решила его от идей вольнодумных отвадить амуром. Исправить идеологическую ситуацию призвана крепостная Пелагея (Алина Сенюшкина). В осиротевшей и сосланной в деревню дочери подневольного повара Петруши и французской мамзель не осталось ни вертлявости, ни блеска, ни прононсу. Но за вольную от барыни чего не сделаешь! А в роли сватов и дипломатов выступают ушлые поп и попадья (Александр Перфилов и Евгения Засухина). Ведь именно они дали умный совет с женитьбой бригадирше. И теперь спорят до хрипоты, чего просить за сделку: корову молочную с теленком или коня.
Преобразившаяся мадам Полина диво как хороша! Покачивая зеленым пером на шляпке, разодетая, как красотка кабаре, она смело идет навстречу своему счастью. А позвякивающий шпорами Лука Александрович и сам не против устроить шарманство. Обхаживает девку с пылом поручика Ржевского. И услышав из уст баловницы фразу: «Крепостное право -  величайший пролив, разделяющий Европу и Азию», не забывает заглянуть ей в декольте. Их игры на фортепиано в четыре руки заставят покраснеть любого. Диалоги персонажей перемежаются пошловатыми шутками:
- Барин на меня не так посмотрел!
- Глазами посмотрел или руками?
- Деревенька наша Суково.
Реальное в спектакле переплетается с фантастическим.
Что же касается реакции зрителей, то большинство уходили довольные, нахохотавшись до икоты. Понравилось публике и чаепитие по Лескову. В фойе пыхтел пузатый самовар, увешанный баранками. Пили из блюдца, прихлебывая, совсем как в старину. Но нашлись и такие, что ворчали: мол, неужели нет достойнее сюжетов, чем амуры у плетня? И чему может научить такая постановка? И правда, чему?
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе