Скандал – это взрывное пространство спектакля «ГрозаГроза» Евгения Марчелли, кульминация первого акта. Скандал - в переводе с древнегреческого означает - «западня, ловушка, досада и соблазн».
Все четыре слагаемые есть в Театре Марфы Игнатьевны Кабановой – Анастасии Светловой, который она создает. Из четырех – на первом месте - соблазн унижения других. Но еще и женский соблазн, шарм. Она – не коронованная королева уездного, заштатного, заброшенного города Калинова, до которого хоть три года скачи…
Шарм, красота - не оцененные и не востребованные! Они бродят в ней, как вино, созревающее в темном подвале и набирающее свой «букет». крепость и аромат. Красота, пропадающая в ущербе - почем зря! Нуждающаяся в публичном признании.
Так возникает Театр Марфы Игнатьевны Кабановой, в котором Нерон и Калигула только и могут быть ее достойными собеседниками. Здесь темные истоки ее постоянных ловушек. Здесь ее западни для Тихона и Катерины, ее нестерпимые досады, соблазны, которые она чувствует как смертельную рану. И устремление матери к сыну, к Тихону, и зависть к молодой снохе, и жажда удержать при себе и еще более привязать Тихона.…
«Известное дело, - сказала одна зрительница, - свекруха со снохой поссорилась!... Это ведь сплошь и рядом». Но спектакль Марчелли не о «свекрухах» и «снохах»… Не-ет, скандал у Марчелли - вовсе не бытовая ссора! Это конфликт огромных духовных противостояний, энергии агрессивных отторжений Кабанихи. – и светоносного начала Катерины, ее способности любить – всеохватно и безоглядно.
Кабаниха демонизирует обстоятельства, выращивая из маленьких семейных ужасов огромную трагедию…. Это ее маниакальный, карнавальный театр. Скандал – это способ агрессивно заявить о себе, привлечь внимание заранее продуманными театрально- юродивыми жестами, провокативно направленными на Катерину.
Марфа Игнатьевна – Светлова начинает артистически заламывать руки, подгибать колени, почти что биться в конвульсиях, это настоящий истерический припадок. Ее заламывания рук, театральные жесты то нарастают, то обрываются вдруг и внезапно, что обнажает продуманный механизм ее приемов, как будто спонтанно родившихся скандальных интонаций, когда перебранки и перепалки достигают апогея. Кто кого перекричит? Мать – сына, или сын – мать?... И Тихон – берет на вооружение приемы матери. Но мать одерживает победу.
Скандал – форма борьбы Кабанихи за власть, тотальный контроль над всем ее окружением, Да и не скандал это со стороны Марфы Игнатьевны, не «скандальезный» скандал, а самый настоящий террор.
Припадки и скандалы Марфы Игнатьевны безумны и чудовищны, доведены до предела, они то внезапно прерываются, и Марфа Игнатьевна вдруг переходит на вполне обыденную речь, то снова взрывается. Оттого ее речевые припадки становятся еще более чудовищными. И не смех уже за ними, а дикий ужас. Спастись от террора можно только одним способом. – не замечать истерических взрывов. Катерина – Юлия Пересильд – полностью игнорирует нападки Кабанихи, следуя самой разумной тактике , улыбаясь ее обвинениям. И кто знает, что означает эта улыбка - напускное равнодушие, иронический протест, потаенные планы?.... Диктат и тиранию Кабановой перенести невозможно. В этом скандале уже заложена идея будущей смерти Катерины.
В скандале, по Бахтину - обнажаются человеческие души, страшные как в преисподней (Марфа Игнатьевна), или, наоборот, светлые и чистые (Катерина – Юлия Пересильд). Это стратегия и прагматика, провокация и эпатаж, перформанс Кабанихи, главное условие которого – публичность, трансгрессия обвинений.
Кабанова заводится и заводит всех вокруг. Она почти искусственно заводит себя, адресуя обвинения сыну, а косвенно – Катерине.
Скандал выдает отчаянное одиночество Кабановой, которую и Кабанихой-то назвать невоможно, ее одинокое, самозамкнутое «я». У Марфы Игнатьевны нет никаких близких душ рядом, ни одной! И Дикой ей - не собеседник, и сын, Тихон, не близкий друг, а отчужденный от нее человек, раб. Разве что пребывают при ней два блаженных существа, которые откликаются только на эмоциональный фон скандала, являя собой эхо эмоций - и когда Кабанова обрывает свой монолог на полуфразе, мальчик- приживал начинает отчаянно рыдать, а девочка тонко плакать.
В скандале есть спонтанность, агрессивность, а в Марфе Игнатьевне еще и театральная эксцентрика. Виновница происходящего - Катерина - стоит здесь же, воспринимая этот спектакль иронически, с внутренне растущим, пока еще молчаливым протестом. Катерина никогда не станет участницей публичного скандала, только молчаливой свидетельницей. Кабаниха – подстрекательница скандала, его вдохновительница, она организует этот перформанс вокруг себя, чтобы взвалить свои темные помыслы на Катерину. Скандал – умышленное нарушение приличий, принятых правил, умышленный сбой привычного ритма, разрушение норм, запрограммированное поведение.
Главная черта Марфы Игнатьевны — беспредельный эгоцентризм, агрессивность и напористость, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, она требует восхищения, удивления, почитания. Она жаждет повышенной оценки. Ее кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству.
Эмоционально – это повышенные тона, оскорбления, когда личная, интимная жизнь выносится на публичное обозрение. Уровень громкости выкриков достигает немыслимых децибелов, абсурд достигает апогея.
Светлова играет любовь-ненависть Марфы Игнатьевны к самой себе, ее Кабанова предается непрерывной схватке с Катериной, в которой она видит угрозу. Темная магия и недобрая тяжесть владеют ею. Она по-своему ясновидящая, давно и заранее видит в Катерине своего врага.Невинные жесты, слова, любые слова она превращает в нечто страшное, она видит во всем вокруг угрозы себе и сыну, ее заведомо, когда еще ничего не случилось, ее влекут невозможные подозрения и параноидальные перетолкования. Огромность ее притязаний не знает границ и меры.
Будут чирикать птицы, она и в их пенье услышит насмехательство над собой.
Безумный артистизм Марфы Игнатевны строит ловушки – и прежде всего - собственной душе. Перед нами - неусыпная неумолимая, мстительница Эриния – с факелом в одной руке с клубком змей в другой…
Спустя короткое время, мы увидим стальной стержень ее характера. Театр – эмоция кратковременная. У Марфы Игнатьевны теперь можно поучиться умению держать себя, она спокойна, строга, иронична, и речь ее взвешенная, она знает себе цену. И уже не заламывает руки.
Кабаниха могла бы вполне пойти с Диким танцевать танго. То самое брутальное танго Йозефа Лауфера, которое когда-то исполняли герои спектакля Марчелли «В белом венчике из роз…» Ведь скандал – это в некотором роде хорошо исполненный ритуальный танец, цель которого низвержение и ниспровержение свободных и абсолютно чуждых ей и Дикому людей – Катерины и Бориса.
фото автора