Кабаре Арбузов

«Ты такой хороший человек. Побольше бы нам таких».

14 сентября на Всероссийском театральном фестивале им. В.С. Розова «Розовфест» был показан спектакль «Моё загляденье» Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского в постановке Кирилла Заборихина.

Жанр пьесы «Моё загляденье» Алексей Арбузов определил как «оптимистическая комедия». В своё время она вызвала резко негативную реакцию, и по сей день режиссёры за неё не берутся. История о «невозможно хорошем человеке», попытка иронически представить идеального героя, воспринималась как возвышенная авторская сентиментальность. Пьесу порой называют абсурдистской. Ведь 1960-е – бунт против форм. В западном мире рухнула цензура – поэтому встал вопрос художественного языка, который потихоньку проникал во все уголки жизни по всему миру. В классической драматургии слово могло обуздать и объяснить хаос. Абсурдисты же не хотят ничего объяснять. Самое главное – выразить то, что живет внутри человека. Эти авторы размышляют о невероятном одиночестве. Человек – сложнее, отсюда кризис языка, кризис выражения. Отсюда – попытка заново понять, что же такое человек.

 YSSVi-ZPVO0.jpg

Спектакль «Мое загляденье» выпускника ГИТИСа Кирилла Заборихина – это смешная и трогательная история о молодом советском человеке, Васе Листикове, который олицетворяет оптимизм. Он верит в лучшее и удивляется, почему так делают не все. Драматург отличался невероятным жизнелюбием, постоянным и искренним интересом к молодёжи, желанием понять изменяющиеся идеалы и ценности. Жизнь героя-мужчины, её взлеты и падения чаще всего связаны у Арбузова со своеобразным «любовным треугольником» с участием двух девушек, одинаково уверенных в себе натур. Автора нередко называют «певцом женщины». Он умеет поэтично и любовно прописать женский характер со всеми его причудами, капризами, кокетством и простодушием. «Оглядываешь пространство его сцены, – писал А. Свободин, – и думаешь: может быть, разгадка в зале, в нас? О, он знал зрителя!»

 i5EhbmvAyX4.jpg

FlrDT2HEb-U.jpg

eanaCN_oJCI.jpg

Арбузовские характеры наследуют традиции драматургии Возрождения. В чём-то даже мир комедий Шекспира, с их верой в благородство человеческой природы. Только сюда уже вторгается гротеск. Условно-обозначенный, нарисованный Марией Смельчаковой мир, с неизменным ярким ковром на стене как показателем благосостояния в Союзе, комнатные растения, торшер с мягким тёплым светом и кресла с деревянными подлокотниками – символ эпохи оптимизма. Безусловно, проблема пространства, в частности, проблема дома в драме второй половины XX века, помогает увидеть утопичность идеи счастья простого человека в советском искусстве. Этот дом – эскизный, неустойчивый, показной, демонстрирующий полноценность и уют.

 IR6Y24w2l3c.jpg

Мир спектакля населяют неловкие в каждом движении персонажи. Вася Листиков (Артем Тихомиров) – для него все женщины – Милочка. А сама она (Юлия Кузьмина) – абсолютно кукольная, с фарфоровым лицом и рыжими кудряшками. Сева Полонский (Юрий Землянский), комичный герой-любовник и неудачливый карьерист, терпящий крах своих амбиций. Нелепый Авенир Николаевич (Григорий Мазур), мечтающий найти такую же отчаявшуюся душу для «коротания долгих одиноких вечеров». Так или иначе, в них всех мы можем увидеть себя в определённых обстоятельствах.

 ahHSuEEutI4.jpg

Кирилл Заборихин уводит своих героев в условность, отказывается от естественных интонаций. Перед нами – Арбузов, сыгранный через призму Брехта, с элементами кабаре, пантомимой, музыкальными интермедиями и зачитанными вслух ремарками. Для драматургии Арбузова важна звуковая характеристика пространства. Мир героев по-особому озвучен, реплики сопровождают аккорды гитары и аппетитный хруст от поедания вафельки. При этом спектакль проникнут духом пародии на «всё советское», начиная с интерьера и костюмов, до атмосферы варьете с оглушительным танго, и появлением актрисы в проходе между рядами, освещённой единственным софитом. Здесь же и эпоха стиляг с яркими платьями и буги-вуги. Получился своего рода капустник, на котором встретились все советские штампы.

 2oeJ569oWh0.jpg

Арбузов – в числе тех драматургов-новаторов, которые искали альтернативные способы воплощения драматического конфликта, непривычные средства создания художественного образа. Он моделирует ситуации, в которых совмещается «что было», «что могло быть» и «что стало». Такое мировосприятие героев было востребовано эпохой Оттепели. Стремление личности состояться (в профессии, в личной жизни) – стержень арбузовской драматургии. В пьесах появляется романтический герой, оказавшийся на перепутье жизненных испытаний. И в Васе Листикове Кирилла Заборихина – через край бьющая радость жизни, жажда обнять и любить этот мир во что бы то ни стало.

Автор
Лена Медведева, Редактор блога Ляля Петухова, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе