Жанр пьесы «Моё загляденье» Алексей Арбузов определил как «оптимистическая комедия». В своё время она вызвала резко негативную реакцию, и по сей день режиссёры за неё не берутся. История о «невозможно хорошем человеке», попытка иронически представить идеального героя, воспринималась как возвышенная авторская сентиментальность. Пьесу порой называют абсурдистской. Ведь 1960-е – бунт против форм. В западном мире рухнула цензура – поэтому встал вопрос художественного языка, который потихоньку проникал во все уголки жизни по всему миру. В классической драматургии слово могло обуздать и объяснить хаос. Абсурдисты же не хотят ничего объяснять. Самое главное – выразить то, что живет внутри человека. Эти авторы размышляют о невероятном одиночестве. Человек – сложнее, отсюда кризис языка, кризис выражения. Отсюда – попытка заново понять, что же такое человек.
Спектакль «Мое загляденье» выпускника ГИТИСа Кирилла Заборихина – это смешная и трогательная история о молодом советском человеке, Васе Листикове, который олицетворяет оптимизм. Он верит в лучшее и удивляется, почему так делают не все. Драматург отличался невероятным жизнелюбием, постоянным и искренним интересом к молодёжи, желанием понять изменяющиеся идеалы и ценности. Жизнь героя-мужчины, её взлеты и падения чаще всего связаны у Арбузова со своеобразным «любовным треугольником» с участием двух девушек, одинаково уверенных в себе натур. Автора нередко называют «певцом женщины». Он умеет поэтично и любовно прописать женский характер со всеми его причудами, капризами, кокетством и простодушием. «Оглядываешь пространство его сцены, – писал А. Свободин, – и думаешь: может быть, разгадка в зале, в нас? О, он знал зрителя!»
Арбузовские характеры наследуют традиции драматургии Возрождения. В чём-то даже мир комедий Шекспира, с их верой в благородство человеческой природы. Только сюда уже вторгается гротеск. Условно-обозначенный, нарисованный Марией Смельчаковой мир, с неизменным ярким ковром на стене как показателем благосостояния в Союзе, комнатные растения, торшер с мягким тёплым светом и кресла с деревянными подлокотниками – символ эпохи оптимизма. Безусловно, проблема пространства, в частности, проблема дома в драме второй половины XX века, помогает увидеть утопичность идеи счастья простого человека в советском искусстве. Этот дом – эскизный, неустойчивый, показной, демонстрирующий полноценность и уют.
Мир спектакля населяют неловкие в каждом движении персонажи. Вася Листиков (Артем Тихомиров) – для него все женщины – Милочка. А сама она (Юлия Кузьмина) – абсолютно кукольная, с фарфоровым лицом и рыжими кудряшками. Сева Полонский (Юрий Землянский), комичный герой-любовник и неудачливый карьерист, терпящий крах своих амбиций. Нелепый Авенир Николаевич (Григорий Мазур), мечтающий найти такую же отчаявшуюся душу для «коротания долгих одиноких вечеров». Так или иначе, в них всех мы можем увидеть себя в определённых обстоятельствах.
Кирилл Заборихин уводит своих героев в условность, отказывается от естественных интонаций. Перед нами – Арбузов, сыгранный через призму Брехта, с элементами кабаре, пантомимой, музыкальными интермедиями и зачитанными вслух ремарками. Для драматургии Арбузова важна звуковая характеристика пространства. Мир героев по-особому озвучен, реплики сопровождают аккорды гитары и аппетитный хруст от поедания вафельки. При этом спектакль проникнут духом пародии на «всё советское», начиная с интерьера и костюмов, до атмосферы варьете с оглушительным танго, и появлением актрисы в проходе между рядами, освещённой единственным софитом. Здесь же и эпоха стиляг с яркими платьями и буги-вуги. Получился своего рода капустник, на котором встретились все советские штампы.
Арбузов – в числе тех драматургов-новаторов, которые искали альтернативные способы воплощения драматического конфликта, непривычные средства создания художественного образа. Он моделирует ситуации, в которых совмещается «что было», «что могло быть» и «что стало». Такое мировосприятие героев было востребовано эпохой Оттепели. Стремление личности состояться (в профессии, в личной жизни) – стержень арбузовской драматургии. В пьесах появляется романтический герой, оказавшийся на перепутье жизненных испытаний. И в Васе Листикове Кирилла Заборихина – через край бьющая радость жизни, жажда обнять и любить этот мир во что бы то ни стало.