Каждый в поисках своей радости (РОЗОВФЕСТ 2020)

14 февраля на большой сцене Ярославского ТЮЗа состоялся показ спектакля «В поисках радости» Северодвинского драматического театра (режисс ер-постановщик – Анастас Кичик).
Постановка с максимальной точностью иллюстрирует пьесу и воплощает образы розовских героев на сцене такими, какими мы привыкли их видеть в кино и театре.

1950-е годы. Страна, оправляющаяся после войны. О войне не говорят, однако все герои стремятся к обретению гармонии, все они находятся в поисках радости. Мы попадаем в московскую квартиру, точнее в комнату, которая трансформируется то в спальню: застилается диван, ставится раскладушка и появляется ширма, то в столовую: Таня открывает шторы и солнечный яркий свет мгновенно наполняет комнату. Диван, сервант, стол – типичный домашний интерьер. На стенах портрет Чехова соседствует с портретом Розова…

rozovfest01.jpg

Один из жителей квартиры – Олег (Павел Митякин) – настоящий «розовский мальчик», он любит справедливость и добивается ее ото всех. Очень забавна его попытка разобраться в своих чувствах к Фире и Вере (Маргарита Кичик, Анастасия Анциферова) и выбрать одну из них. Любит обеих…

Его жесты энергичны, голос выразителен, шаги уверенны. Пускай слог его стихов не возвышенный, он – поэт и к жизни он относится по-особенному. Со своим братом Николаем (Ярослав Тимофейчук) они не похожи. С первой сцены при странно-синем свете (художник по свету – Станислав Костарев) мы видим разницу между ними. Олег болтает без умолку: размышляет, спрашивает брата, обвиняет его, делится с ним чувствами и мыслями. Николай же отвечает тихо и неохотно. В своих действиях он также рассудителен и нетороплив. Его встречи и разговоры с возлюбленной Мариной (Елена Вотинова) не так часты, не так энергичны.

Другая яркая личность в квартире – прыткая и властная Леночка (Анна Венгерович), жена Фёдора (Анастас Кичик), помешана на покупке новой мебели. Ради приобретения нового серванта она готова долго стоять в очереди. Когда же его заносят в квартиру, играет бравурный марш. И это всё не просто подготовка к переезду, это её способ найти ту самую радость в жизни – оттого столько ярости на Олега, который эту радость жизни, новую мебель, портит.

rozovfest02.jpg

За порчу мебели Олегом она готова на все. Сцену заполняет красный свет, схватив первый попавшийся предмет, Леночка гоняется за юношей, играет устрашающая музыка. Но чаще Леночка старается создать вид примерной и послушной жены. Ей сразу становится плохо или же она начинает ласкаться к Фёдору, когда он собирается с ней серьезно поговорить. Она всегда в туфлях на каблуке, с аккуратной прической. Мелкими семенящими шажками она то и дело пересекает сцену. Леночка кажется хозяйственной, на самом же деле, причиной всех ее действий является эгоизм.

Кульминационная сцена пьесы – когда Олег снимает со стены отцовскую саблю и крошит ею злосчастную мебель – решена неожиданно и смело. Этот бой сопровождается вспышками света при помощи стробоскопа. Это создает эффект невероятной скорости героя, громящего всё вокруг, бешеный темп музыки нагнетает напряжение. Сцена происходит на фоне зловещего красного окна. Помимо тени фигуры Олега мы видим и остальных героев, их силуэты также беспорядочно движутся по сцене.

Татьяна (Мария Несговорова), сестра Фёдора, Николая и Олега, девушка резкая и строгая. По совету Леночки она присматривается к Леониду Павловичу (Вадим Мизин). Комичность ситуации заключается в том, что, убедившись в наличии у мужчины лысины, девушка совсем не хочет делать его своим избранником. Ее поведение меняется после того, как Гена (Павел Варенцов) признается ей в любви. Теперь она не боится сказать Леночке правду в глаза. Осознание того, что она любима, придает ей смелости.

Одна из самых трогательных сцен спектакля – монолог Клавдии Васильевны Савиной (засл. артистка РФ Валентина Иргизнова), матери Фёдора, Тани, Коли и Олега. Актриса играет просто, хотя здесь, наверное, и играть не нужно. Ее монолог – о безмерной и всеобъемлющей материнской любви, чувстве, которое присуще каждой женщине. Из ее слов мы узнаем о переживании за ее хотя уже и взрослых, но детей, она говорит Федору: «Вы – это я».

В финальной сцене, в полумраке, она выходит, садится за стол и молчит. Появляются дети, уговаривают ее не переживать за них и ложиться спать. Но она не уходит, лишь задумчиво смотрит в зал. Она не может уйти, как не может не переживать за них.

Молодые герои спектакля искренни и доверчивы. Артисты создали разные образы и показали разные характеры, но сумели в каждую роль привнести общую черту – душевную чистоту. Все они как бы ощущают, что тот мир, в котором они живут, хрупок. Его нужно беречь и делать лучше.

Автор
Таисия Галыгина, театроведческий факультет ГИТИСа. «Розов.Инфо»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе