Марк Захаров: «День опричника» Сорокина — это клубок разной правды о России

Марк Захаров рассказал НСН об актуальности постановки «День опричника».
30 ноября в театре «Ленком» состоится премьера, на постановку которой художественный руководитель театра Марк Захаров потратил почти десять лет. 
Марк Захаров
// ФОТО: РИА Новости/Владимир Федоренко


Инсценировка повести Владимира Сорокина «День опричника» вызвала живой интерес у публики уже накануне премьеры, а в день генеральной репетиции, 28 ноября, билетов на ближайшие даты спектакля в кассах уже не осталось.

Художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров рассказал в интервью НСН, как шла работа над постановкой, в чем причина его обращения к творчеству Сорокина, а также о картине современных тенденций в искусстве.


— Расскажите, почему вы решили обратиться к современной литературе и к такому неоднозначному автору?

— Меня, как законопослушного гражданина РФ очень озадачили и огорчили тенденции в нашем общественном развитии. Те тенденции, которые привели к неоправданной героизации любых событий прошлого, которые вылились в итоге в памятник Ивану Грозному. Дальше, очевидно, будут памятники Малюте Скуратову, который был ближайшим и очень верным его помощником, и, разумеется, не должен оставаться в забвении. Лжедмитрий — тоже неслучайный человек, обладающий западным воспитанием, несущий определенную просветительскую миссию на русскую землю — так тоже можно повернуть историю. К этим тенденциям, которые в последнее время возобладали, можно добавить, что на нашей планете есть только одно место, где есть благодатная жизнь, а люди не совершают ошибок и делают все с огромным одухотворением, это Российская федерация. Все остальные прозябают в пороке, деградации, разврате. Их даже нельзя считать партнерами, как их аккуратно называет наше верховное руководство, наши аналитики называют их просто пропащими людьми. И эта государственная гордыня, которая становится уже государственной политикой, меня очень печалит.

Я понимаю, что, может быть, когда-то нескоро, уже не при нашей жизни, все вернется на круги своя. История снова будет заниматься не мифами, а правдивыми событиями.  Все-таки назначение исторического мышления и его сверхидея — это правда, о нашем пути, о наших химерах, заблуждениях, ошибках. Все это в фантасмагорическом и остроумном клубке переплетается в произведении, которое создал писатель Владимир Сорокин.

— Спектакль готовился почти десять лет, а почему так долго?

— На самом деле, не десять лет. Просто была первая попытка, репетировали меньше месяца, и я понял, что пока у меня не получается. Так у меня было со «Снегурочкой», с другими спектаклями, когда я понимал, что спектакль может получиться неинтересным или ущербным по тем или иным причинам. Была пауза, во время которой я частично продумывал, что надо исправить. Я показывал и первый вариант Владимиру Сорокину. Он его одобрил, а потом появилось желание и возможность сделать второй заход на эту сложную прозаическую ткань.

— А, по мнению артистов, «День опричника» — это сложный материал или его легко играть?

— Артисты работают увлеченно, с интересом. Но я не лезу каждому в душу, поэтому не знаю, что, в конце концов, говорят про постановку они дома за чаем. Но я не вижу никакого сопротивления и каких-то ненужных дискуссий. Есть полное доверие к режиссеру, наверное, за последние годы я его заслужил. А со стороны артистов это очень ценная вещь.

— Марк Анатольевич, расскажите, кто писал музыку к спектаклю, кто занимался сценографией?

— Музыку писал мой постоянный единомышленник и сподвижник Сергей Рудницкий. Мы сразу нашли с ним нужную интонацию, такой агрессии, достаточно зримой и ощутимой. А сценографией занимался Алексей Кондратьев, который был учеником знаменитого художника Олега Шейнциса, и после его ухода из жизни он продолжил его дело. И, по-моему, он это делает успешно, хоть поиски идут и непросто.

— Вы не боитесь инцидентов на премьере — могут активисты сорвать спектакль, например?

— Я не вижу в этом материале, который был неоднократно издан и переиздан большими тиражами ничего запретного. В сценической версии есть стилизации под Сорокина, есть вещи, которые я сочинял, как автор сценической композиции. И постепенно видоизменяясь, версия сформировалась, как  сбалансированно сделанная инсценировка. А в отношении боязни, могу сказать, что у нас вообще сейчас такая жизнь, что надо бояться всего. Но жить и все время бояться — неприятное занятие. Я скажу честно, что я не боюсь, потому что считаю себя правым. И я нигде в этой постановке не вступил на путь опасных аллюзий и намеков, в которых меня часто упрекали раньше во времена свирепой цензуры. Сейчас уже такого не должно быть, но никто не застрахован от того, как себя поведут люди. Меня обрадовал сигнал сверху — когда вандализм в театрах, на выставках, в других общественных местах назвали недопустимым. Я думаю, что это может остудить некоторые горячие головы. 

Напомним, что повесть Владимира Сорокина «День опричника» была издана в 2006 году. Действие происходит в России 2027 года, где страна огорожена от мира Великой Русской Стеной. В государстве царит самодержавие, возрождена опричинина, а источником дохода в России остается только продажа газа и транзит китайских товаров в Европу.
Автор
НСН
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе