Мильон терзаний Александра Кузина

  Вчера свой юбилей отметил Александр Сергеевич Кузин - профессор Ярославского государственного театрального института, народный артист России, маэстро режиссуры, искусство которого известно не только в столицах, но и далеко за пределами нашей страны.


На сцене Волковского театра в течение полутора десятков лет шел блистательный спектакль Кузина «На всякого мудреца довольно простоты», спектакль, которому рукоплескал мир - от России до Америки.

В сегодняшнем репертуаре Волковского - две постановки Кузина - «Таланты и поклонники» и «Тартюф» - идут с неизменным успехом, подтверждая славу первого русского театра. Его «Ревизор» стал событием в театральной жизни Сеула и всей Южной Кореи. Кузин летуч и неуловим, он постоянно ставит - в Петербурге, в Самаре, в Омске. Его очередная премьера - поэтический и взрывчатый «Сирано де Бержерак» в переводе Юрия Айхенвальда на сцене Омской драмы (и как жаль, что не у нас! И как хочется, чтобы Кузина в Ярославле было больше, больше, больше…)


В кузинских спектаклях более всего поражают и потрясают неожиданные и внезапные перепады ритмов, психологических состояний, перебивки от бытия к небытию, реальное и фантастическое. Переплетение трагического и смехового начал в спектаклях Кузина воспринимается как знак времени. Здесь объединяются «противочувствования», ярость, ненависть, страдания, боль, радости узнавания… Смех кузинских спектаклей - «насмешливый смех», грустный смех - высшая форма комизма.


Он ставил «Дульсинею Тобосскую» с юной Асей Усмановой, глаза которой были полны бесконечного изумления. Вполне земная, она обладала неземной внутренней красотой. Это был спектакль о гении чистой красоты. И впрямь, чистая красота жила рядом с нами и была явлена как откровение.


Мы живем в невообразимой и суматошной толчее, из которой так хочет выбраться современный человек. Сто тысяч вопросов, «мильон терзаний» Кузин и его ученики ищут и помогают зрителям, особенно молодежи, обрести ту путеводную нить, которая дает опору, надежный выход из лабиринтов жизни.


На фоне столичных и нестоличных вузов молодые актеры - выпускники «Театральной мастерской» Александра Кузина  выделяются особо, выглядят престижно и выигрышно, становятся центральным событием фестиваля. Один из недавних фестивалей «Будущее театральной России» триумфально завершился постановкой оперетты И. Кальмана «Сильва», которую дипломники драматического курса успешно играли на большой сцене Волковского театра (совместный проект вуза и театра) почти весь сезон, пока не получили дипломы, покоряя синтезом вокальной культуры, пластики и драматического действия. Эту «Сильву», буквально затопившую зрительный зал фонтанирующей энергетикой, назвали «триумфом жизни».


Его выпускники нарасхват. Они практически все и всегда востребованы в театрах Москвы и Петербурга, Ярославль же последовательно на протяжении многих лет отпускал фактически готовые театральные труппы - на вольные хлеба, не задумываясь, например, о современном и необходимом городу Молодежном театре. Молодой театр Александра Кузина заявил о себе на всем пространстве театральной России, завоевав более десятка первых призов и наград на самых престижных фестивалях в Петербурге и Москве, Омске и Иркутске, Екатеринбурге и Могилеве.


В спектаклях Кузина мы читаем его предельно правдивый Автопортрет, предельно честный. Для Кузина Театр, пространство игры и впрямь становится пространством Чести, ибо игра не средство достижения какой-то цели, она не служит пользе и выгоде. «Цель поэзии - поэзия», - сказал поэт.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе