7 апреля 2010 ● РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ
Кирилл Серебренников поставил в Риге Гоголя
В Национальном театре Латвии Кирилл Серебренников поставил "Мертвых душ". Режиссер сделал все, чтобы одно из главных произведений русской классики стало на официальной рижской сцене не общественно-политическим, а художественным событием. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Латышские коллеги всячески отговаривали меня от того, чтобы рассматривать премьеру "Мертвых душ" в Национальном театре в каком-либо политическом контексте. Но он буквально лез изо всех щелей: во-первых, на первом спектакле присутствовал президент страны господин Затлерс, во-вторых, формула "русская классика плюс московский режиссер" для пополнения афиши главного театра Латвии не применялась с советских времен, да и титры с русским переводом над сценой (зрителей, не вполне освоивших государственный язык, Национальный театр с недавних пор активно привечает) смотрелись как наглядное опровержение пропагандистских штампов официальных российских СМИ. Даже забавная финальная сцена, в которой латышские актеры, присев на авансцене, устало, с акцентом, но все-таки по-русски пели "Русь, чего ты хочешь от меня?", выглядела примирительно — слышалось в ней не чужое недоброе "Русь, уже оставь нас в покое", а что-то родственное, мягкое, даже тревожное: а вдруг возьмет и совсем забудет, расхочет.