«Мы единственные в мире проповедуем психологический балет»

Борис Эйфман — о востребованности искусства своей труппы за рубежом и дефиците творческих лидеров в современном русском балете.
12 апреля на сцене Венской народной оперы (Volksoper Wien) состоялась австрийская премьера известного балета Бориса Эйфмана «Красная Жизель». 
Фото: Игорь Захаркин

Спектакль о судьбе легендарной балерины Ольги Спесивцевой исполнила труппа Венского государственного балета. В эксклюзивном интервью «Известиям» хореограф рассказал о реакции венской публики на премьеру, а также о предстоящих гастролях Санкт-Петербургского государственного академического театра балета по городам Канады и США.

— Для Вены вы создали новую редакцию балета «Красная Жизель». В чем ее особенность?

— Это новая хореографическая версия. Я ставил «Красную Жизель» в середине 1990-х на конкретных солистов своей труппы, и при работе с танцовщиками Венской государственной оперы мне, конечно, захотелось изменить хореографию, чтобы она соответствовала профессиональной индивидуальности данных артистов.

Кроме того, прошло 20 лет и какие-то моменты в спектакле мне показались недостаточно современными хореографически и не способными в полной мере раскрыть характеры героев балета. За эти годы и я, и мое искусство претерпели колоссальную эволюцию. Не воспользоваться ее плодами было бы неправильно.

Каждая работа, которую я восстанавливаю, возвращается в репертуар переосмысленной с позиций новых возможностей нашего театра. Это нормальная практика. Она существует и у композиторов, и у писателей. Подобное редактирование необходимо, для того чтобы искусство было живым и адекватным нашему времени.

— Как долго вы работали с труппой Венского государственного балета? 

— Лично я репетировал с ней недолго. Колоссальную работу проделали мои ассистенты — Ольга Калмыкова и Олег Парадник. Западные труппы больше настроены на эстетику классических балетов или современных абстрактных постановок. Поэтому танцовщики оказались не совсем готовы к такой эмоциональной пластике и сценическому психологизму.

Постановочная работа шла полтора месяца, и артистам было непросто перестроиться за столь короткий срок. До последнего момента, даже на генеральной репетиции, я не был уверен в том, что мы в итоге получим именно тот спектакль, который был мною задуман. Но на премьере артисты просто поразили меня.

Исполнительница главной роли — прима труппы Ольга Есина — показала себя замечательной современной балериной, способной не только продемонстрировать блестящую технику, но и очень точно передать суть исполняемой роли. Сегодня лишь немногим свойственно умение создать цельный образ в балетном спектакле.

— Как приняла балет венская публика?

— Успех «Красной Жизели» превзошел все мои ожидания. Наша труппа и мои балеты восторженно принимаются во всем мире, мы избалованы успехом. Но то, что было в Вене, даже для меня стало неожиданностью. Ошеломил эмоциональный порыв зрителей: многочисленные выходы на поклоны сопровождались овациями и восторженными криками, занавес поднимался раз за разом.

Я очень рад состоявшейся премьере. Это был не просто успех спектакля, а подтверждение правильности того пути, который выбрал Санкт-Петербургский академический театр балета. Публика приходит на спектакли за тем, что невозможно увидеть по телевизору, в интернете. За эмоциональным потрясением, которое может вызвать только движение человеческого тела, за особой энергией, посылаемой в зрительный зал. Всё это дает наше искусство. Мы проповедуем психологический балет, которым сейчас в мире практически никто не занимается. То, что делает наш театр, — уникально. Поэтому сегодня наше искусство очень востребовано как в России, так и за рубежом.

— Известно, на сколько сезонов задержится «Красная Жизель» в Вене? 

— Сейчас будет показано пять спектаклей, еще пять — в следующем сезоне. Репертуарная судьба балета зависит от его востребованности у зрителей. «Анна Каренина», которую я ставил лет пять назад с труппой Венской государственной оперы, была у них долгожителем.

— Увидят ли российские зрители новую версию «Красной Жизели»?

— Конечно. Надеемся уже в августе показать этот спектакль в Александринском театре. Мы вообще поставили перед собой задачу вернуть на сцену многие спектакли, ушедшие из нашего репертуара. Помимо «Красной Жизели», это «Чайковский», «Русский Гамлет», «Чайка». У нас нет свой сцены, поэтому мы, к сожалению, не можем выстраивать репертуарную политику самостоятельно и зависим от потребностей импресарио. А они требуют от нас всё новых и новых постановок. Но старые были не менее достойными и успешными. Зрители постоянно напоминают нам об этих спектаклях, поэтому мы обязательно их возродим.

— Продвигается решение квартирного вопроса вашей труппы?

— На уровне документации — да, на уровне реализации — пока нет. Меня, конечно, это очень волнует. Думаю, не только меня, но и многотысячную аудиторию любителей балета. Дворец танца, который должен появиться в Петербурге, станет одним из мировых центров балетного искусства. Это очень важное событие, которое все мы ждем. Я верю, что Дворец обязательно будет построен.

Хочется придать импульс развитию новых направлений в балете. Дворец танца откроет уникальные возможности для работы с молодыми хореографами, поисков современных иоригинальных пластических форм. Его функционирование будет связано не только с прокатом спектаклей, но и с подготовкой нового поколения деятелей балета. Сейчас мы испытываем дефицит творческих лидеров в нашем искусстве, и Дворец танца должен стать одним из центров формирования этих личностей. Очень надеюсь, что он даст возможность для самореализации не только профессионалам, но и всем тем, кто любит танец и не мыслит без него свою жизнь.

— 15 апреля стартуют масштабные гастроли вашей труппы по Канаде и Америке.

— Нам предстоит огромный тур: мы будем выступать на протяжении двух месяцев. В Штатах начнем гастроли в Бостоне и закончим на западном побережье — в Лос-Анджелесе. Мы проедем всю Америку. Это очень ответственные и важные гастроли. Надеемся, они покажут американской публике, что в России сегодня не только сохраняют классическое наследие, но и создают успешное, востребованное в мире и конкурентоспособное современное искусство балета.

В Канаде мы впервые покажем «Анну Каренину». Этот балет, как и «Роден», который также вошел в программу гастролей, признан зрителями и критикой во всем мире. Это дает мне основания ожидать, что спектакли будут тепло приняты.

— Волнуетесь перед американской премьерой спектакля Up & Down, поставленного по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна»?

— Up & Down — балет по произведению американского писателя, с американскими героями, посвященный веку джаза. Думаю, что публика будет смотреть его с особым вниманием. Возможно, даже с некоторой настороженностью. Но в Америке нас всегда принимают замечательно. Верю, что и этот балет зрители полюбят. Ведь он рассказывает о вечных истинах, об универсальных проблемах, которые сегодня актуальны, так же как и сто лет назад.

— Когда порадуете премьерой этого балета московских зрителей?

— 29, 30 сентября и 1 октября мы покажем его на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Я очень благодарен организаторам фестиваля за ту огромную радость, которую приносит нам возможность ежегодно представлять свои спектакли московскому зрителю.

Ольга Завьялова
Автор
Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе