Первый или не первый?

ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО ТЕАТРА ВЫЗВАЛА НАУЧНУЮ ПОЛЕМИКУ

На волне дискуссий про объединение Александринского и Волковского театра в редакцию «Театрала» пришла историческая справка от доктора искусствоведения, зав. кафедрой русского театра РГИСИ Александра Чепурова (Санкт-Петербург), в которой утверждается, что будто бы нынешний Российский государственный театр драмы им. Волкова основан не 270 лет назад, как написано в энциклопедиях и многочисленных научных изданиях, а лишь в начале ХХ века и потому якобы «никакой прямой и преемственной связи с волковской труппой не имеет и должен рассматриваться как отдельная театральная институция». 
 
В этой связи возникает много вопросов и один из них, несомненно, в том, почему же тогда «Год театра»-2019 с участием первых лиц государства открывался именно в Волковском театре – как в старейшем театре страны?
 
Редакция подчеркивает, что в вопросе 270-летней истории Волковского театра она не стремится занять столь неожиданную точку зрения профессора Чепурова и готова предоставить слово всем заинтересованным участникам диалога, как и сделала это на сей раз, пригласив в качестве оппонента Маргариту Ваняшову, профессора Ярославского театрального института (ее комментарий – после исторической справки Чепурова).
 


Александр Чепуров:


– В связи с объявленным Годом театра и полемикой, спровоцированной предполагаемым объединением ярославского Театра им. Ф. Волкова с петербургским Александринским театром, вновь воскуряется дым  исторических мистификаций,  которым оба эти театра были окутаны еще с середины прошлого столетия. Сначала в 1930-е годы у Александринского театра в угоду пролетарской идеологии (желающей принизить историческое значение бывших императорских театров)  было отрезано 76 лет его истории лишь на том основании, что русская драматическая труппа, учрежденная еще в 18 веке, перешла во вновь построенное здание Александринского театра только в 1832 году. А затем городской ярославский театр, отстроенный, открытый и названный в честь первого русского актера Федора Волкова в 1911 году, каким-то непонятным образом стал выдаваться за собственно волковский театр, якобы ведущий свою историю с 1750 года, когда в Ярославле прошли первые публичные театральные представления.
 
И то и другое делалось вопреки исторической правде и в соответствии с идеологическими парадигмами советской историографии, так как необходимо было доказать, что русский театр возник не «сверху», а был рожден в русской городской демократической среде. Тогда же была отодвинута на дальний план роль и значение знаменитого Кадетского театра, организованного первым русским драматургом А.П. Сумароковым в «Рыцарской академии» (Сухопутном Шляхетном корпусе), который в 1749 году показал первые представления классицистских произведений на русском языке, уже в 1750-м игранные при императорском дворе и проложившие дорогу учреждению общероссийского театра. А между тем реальность была абсолютно ясна ученым и историкам, которые всерьез на основе документальных свидетельств занимались изучением процесса  формирования русского профессионального театра. Казалось, что мифы, витающие вокруг этой проблемы, впоследствии были окончательно развеяны отечественной театроведческой наукой. 
 
В первом (с Александринским театром) случае с полной научной, документальной достоверностью было доказано, что этот театр как государственная институция и его драматическая труппа в своем преемственном развитии (играя в самых различных зданиях и, наконец, обретя свой дом в александринских стенах) ни на один день не прерывали своего существования с 1756 года, являясь старейшим театром России. Еще в 1952 году это было подтверждено М.П. Троянским, составившим подневный репертуар петербургской драматической труппы и опубликовавший в журнале «Театр» свою знаменитую статью «Не укорачивать биографию театров».
 
В случае же с ярославским театром было признано, что первые публичные театральные представления волковской труппы в Ярославле в 1750-е годы, имевшие огромное значение в процессе формирования российской профессиональной сцены, к сожалению, впоследствии не имели продолжения на своей родине, и городская театральная культура формировалась здесь в дальнейшем обычным для российских городов способом, путем организации частных театров, любительства, гастролей и сменяющих друг друга антреприз. Документальной основы для подтверждения непрерывного существования основанной Ф.Г. Волковым театральной труппы в Ярославле, таким образом, нет и быть не может. 
 
Нынешний Театр им. Ф. Волкова никакой прямой и преемственной связи с волковской труппой не имеет и должен рассматриваться как отдельная театральная институция, созданная лишь в ХХ веке «в честь» своего великого земляка. Однако во времена «лихих девяностых», когда местническая вседозволенность могла легко попрать историческую правду, был сформирован бренд «Первого русского театра», который был присвоен Театру им. Ф. Волкова и который с тех пор вводит в заблуждение самую широкую общественность. Во имя эффектного PR-хода была искажена историческая реальность и создан миф, который с точки зрения исторической правды не имеет под собой никакой основы. Тенденциозность и игнорирование исторических фактов имиджмейкерами театра между тем закрыла реальную ценность и общекультурное значение «ярославского феномена» 18 века, который, безусловно, требует своего музейно-мемориального позиционирования как «колыбель русского профессионального театра». 
 
Процесс формирования профессиональной русской сцены был многосоставным процессом. Его подготовили и традиции так называемого школьного театра, и деятельность театров «охочих комедиантов», которые существовали и в столицах и в провинции, и появление первых классицистских трагедий и комедий А.П. Сумарокова, и их исполнение кадетами на столичной сцене. В этом ряду создание городского театра Федором Григорьевичем Волковым в Ярославле, безусловно, сыграло большую роль в деле учреждения первой профессиональной сцены. Не случайно именно эта труппа была вызвана в столицу и стала ядром будущего «русского для представлений трагедий и комедий театра», учрежденного указом императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году.
 

Правда, как известно, до учреждения этого театра должен был пройти ряд лет, пока наиболее талантливые из «ярославцев» совокупно с «певчими» и вновь набранными артистами стали способны сформироваться в профессиональный коллектив. И здесь обучение «волковцев» у А.П. Сумарокова и у кадет сыграло немаловажную роль для развития их талантов. В этом смысле роль ярославских опытов Волкова имеет огромное значение именно в перспективе формирования той самой труппы общенационального театра, от которой как раз и ведет свою историю нынешний Александринский театр.   

 
Как видим, связь между «ярославским театральным чудом» и петербургской Александринкой самая прямая и легитимность волковских традиций на ярославской земле могла бы быть укреплена союзом двух сцен, о чем, собственно, и мечтали художественные руководители этих театров, предполагающих ассоциироваться в Национальный театр России. В этой связи, безусловно, необходимо было бы создавать в Ярославле культурно-театральный мемориальный центр, посвященный «колыбели русского театра». Однако эта задача никоим образом не может быть подменена легитимацией мифа о 270-летней истории нынешнего Театра им. Ф. Волкова, что не выдерживает никакой критики. Данные притязания могут лишь скомпрометировать очень интересно развивающийся и имеющий свои собственные богатые традиции современный ярославский театр. Странно, что некоторые театральные деятели, с горячечной готовностью по разным причинам отвергающие идею объединения двух театров, в пылу полемики подхватили и этот миф, который является ничем иным, как мистификацией, вводящей в заблуждение нашу общественность и чиновников. Неужели опять потребуются десятилетия, чтобы отстоять правду нашей отечественной театральной истории?!


 
Маргарита Ваняшова:


– Ни в каком фантастическом сне не могло бы присниться, что я буду участвовать в сегодняшнем «баттле» по поводу объединения театров – Александринского и Волковского. Что столь остра, злободневна и пронзительна будет проблема первородства театра, его происхождения на русской почве, самого его существования.
 
На возражения профессора Чепурова у меня находятся собственные возражения.
 
Александр Чепуров пишет: «Тогда же была отодвинута на дальний план роль и значение знаменитого Кадетского театра, организованного первым русским драматургом А.П. Сумароковым в «Рыцарской академии»  (Сухопутном Шляхетном корпусе), который в 1749 году показал первые представления классицистских произведений на русском языке, уже в 1750-м игранные при императорском дворе и проложившие дорогу учреждению общероссийского театра…»

 
Значение Кадетского театра современные исследователи отнюдь не замалчивают.  Но сторонники видеть в Кадетском театре родоначалие русского театра забывают, что целью обучающихся кадетов был отнюдь не театр. Это была Рыцарская академия, выпускавшая высших офицеров и дипломатов, но не актеров. 
 

Следующая цитата: «А затем городской ярославский театр, отстроенный, открытый и названный в честь первого русского актера Федора Волкова в 1911 году, каким-то непонятным образом стал выдаваться за собственно волковский театр, якобы ведущий свою историю с 1750 года, когда в Ярославле прошли первые публичные театральные представления. И то и другое делалось вопреки исторической правде и в соответствии с идеологическими парадигмами советской историографии, так как необходимо было доказать, что русский театр возник не «сверху», а был рожден в русской городской демократической среде».
 
Но русский театр действительно возник не «сверху», а был рожден в русской городской демократической среде, к 1750 году в Ярославле сформировался и вырос первый русский профессиональный, общедоступный театр. И жил  он непросто, и  зрителей,  возвращавшихся с комедии  били дубинами – (что записано в Челобитной купца Егора Холщевникова,  били зрителей  наехавшие в санях «человек с двадцать фабрищиков» (люди купца Гурьева, ибо Волков перестраивал кожевенный амбар под театр – рядом с его владениями), и потому еще, что хотели отучить людей от «бесовского» зрелища.
 
Театр, созданный Федором Волковым, действовал на протяжении четырех лет – с 1749 (по данным Л. М. Стариковой) до 1752, когда ярославцев увезли в Санкт-Петербург. В Указе императрицы Елизаветы Петровны говорилось не об отдельных комедиантах, а о братьях Волковых, «которыя в Ярославле театр содержат и играют комедии…» 

 
Театр СОДЕРЖАТ. Перед нами – первые содержатели театра в истории России. Они не нанимают помещение, а вкладывают значительный капитал (наследство отчима Волкова, купца Полушкина) в театральное дело.  И дело Волкова названо театром, а не любительской лавкой. 

 
У каждого места своя неповторимая судьба и своя память.

Существует Genius Loci – гений места. Так древние называли духовный капитал города, места. Дух, обитающий над неким священным для людей основанием. Покровитель места. 
 
В Ярославле не столь много выдающихся исторических фигур. Федор Волков, Николай Некрасов – с его лирой, посвященной народу, Константин Ушинский с его педагогическими заветами, Леонид Собинов с его певческим лирическим даром, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.
 
Из них Федор Волков – тот, кто безусловно заслуживает названия Гения Места – Genius Loci . И Федор Волков, и театр, им созданный.
 
Волковский театр стал духовным домом ярославцев. Народ, город  помнит и ценит свое прошлое. Живет памятью о Волкове, масштабом его личности, его деяний. Зримый след Волкова – в храме Николы Надеина, домовой церкви Волковых-Полушкиных, где при участии Волкова создан резной иконостас и Царские врата  с круглыми деревянными скульптурами, единственный храм в городе с подобными Царскими вратами.  Здесь живет и по сей день дух Волкова. Это ему принадлежит надпись на антаблементе иконостаса, преобразованный им текст 131 псалма.  «Зде поклон мой во веки веков. Зде вселяхося, яко изволих и...»
 

Поклон всем потомкам, поклон храму и театру, которому он дал обет служения.  Здесь он вселился, как пожелал того Господь… Здесь можно увидеть первый его спектакль в деревянных скульптурах на сюжет Евхаристии.

 
Театр, отстроенный в 1911 году – да.  Это было новое здание, но по счету это минимум как четвертое. Первое  – полукаменное-полудеревянное в 1819 году, второе – в 1842, оба  – по проекту архитектора П.Я. Панькова, в 1911 – по проекту архитектора Н.А. Спирина.  И всегда это был дом  для актеров, и всегда  этот дом помнил о заветах Волкова. В Ярославле это был единственный русский общедоступный театр. Другой труппы не было.

  
Никто не присваивал себе славу Волкова. Но потомки продолжили его дело. В ярославском театре с его славной историей есть продолжение дел и традиций Волкова. Это длится уже 270 лет! Волков и Волковский театр – это Гений места в Ярославле. 

  
Гений места, Федор Волков обратил в театр свое наследие, обращенное к потомкам. 

При чем здесь «советская историография»?

Все крупнейшие историки театра конца XVIII-XIX  столетия родиной театра называли Ярославль. В частности, одно из реальных свидетельств (не считая первого биографа Волкова, Н. И. Новикова) рождения театра (со слова А. П. Сумарокова и И.А. Дмитревского записанные) принадлежит Павлу Сумарокову, племяннику драматурга.  (См. репродукцию страницы с его очерком в «Отечественных записках»).


Дальше – больше. Конечно, Александринский театр – государственная институция. Волковский театр в Ярославле – институция частная. Но почему возникает мысль о том, что нынешний Волковский театр возник только в ХХ веке? А где богатейший театральными  событиями  на сцене городского театра век XIX-й?
 
«…непрерывного существования основанной Ф.Г. Волковым театральной труппы в Ярославле, таким образом, нет и быть не может…» 
 
Но никто и не настаивает на непрерывном существовании.   Прерывность существования исторически свойственна многим театрам. 
 
«…преемственной связи с волковской труппой нынешний театр не имеет и должен рассматриваться как отдельная театральная институция…»
 
А вот о преемственности надо и необходимо говорить.
 
Бренд «Первый русский» возник не в «лихие 90-е годы», как утверждает Александр Чепуров, а в начале XIX столетия. И Театр губернатора Алексея Мельгунова, и приглашение Ивана Дмитревского со спектаклем «Синав и Трувор» в Ярославль, и опера Якова Соколова «Ставленник», поставленная в Ярославле в 80-tе годы XVIII века, и театр князя Урусова – для жителей города, составленный из вольнонааемных и крепостных актеров,  и явление ярославца Герасима Лебедева, назвавшего себя «земляком Федора Волкова»,  основавшего по образцу  Федора Волкова Первый индийский национальный театр в Калькутте («малевал ширмы, подобно моему земляку Федору Волкову», то есть, расписывал собственноручно декорации),  и приезд Щепкина не в Петербург, а в Ярославль в 1856 голу (в знаменательный год столетия Указа об учреждении Русского для представления трагедий и комедий театра), дебюты на ярославской сцене Стрепетовой и Никулиной-Косицкой – разве это не преемственность? Это не мелкие, и не частные детали!

Есть буква, и есть дух. Подчас прямое следование букве ограничивает и суживает поле и пространство события и явления. Дух – есть высшая целесообразность. В Ярославле, да и в России  исповедуют именно эту высшую целесообразность, а не букву.
 
«Ярославль – колыбель русского театра, – напомнила Стрепетова в своих воспоминаниях, – и для меня, грешной, колыбель была в Ярославле… Когда я начала играть в 1865 году, мне было четырнадцать лет…»
 

Где состоялся триумфальный спектакль Стрепетовой? На сцене городского театра, в той самой колыбели, рожденной Волковым. (Хотя сам Волков к этой сцене, как нас уверяют, никакого отношения не имеет.) 

 
Напомнил о значении Волкова и ярославского театра Михаил Семенович Щепкин, сыгравший на сцене городского ярославского театра лучшие свои роли.  На обеде в его честь он сказал:
 
«…Кому мы всем этим обязаны? Кто, где, когда, впервые привил к нашей жизни новое искусство? Он, незабвенный наш Федор Григорьевич Волков, здесь в Ярославле, сто лет тому назад... Мы, артисты, должны воскресить его память; мы, тысячи людей, которым он открыл прекрасный путь к развитию даров Божиих, дал лестное имя почетных граждан и не черствый кусок хлеба: мы, артисты русские, должны воздвигнуть ему памятник, это наше наша прямая обязанность. Я уверен, что в этом деле найду сочувствие благородных людей, и памятник возникнет сам собою, как возникает сама собою благодарность в чистом сердце человека».
 
Щепкин давал свою гастроль в Ярославле с 22 апреля по 8 мая 1856 года. Почти три недели, в течение которых на сцене городского, Первого русского театра шли лучшие спектакли его репертуара, проходили литературные вечера.
 
В 1900 году по случаю 150-летия рождения русского театра в Ярославле по инициативе Ярославской Городской ученой Архивной Комиссии (ЯГУАК), губернатора и городской управы,  поддержанной  распоряжением  императора Николая Второго, состоялись Волковские торжества – они проходили несколько дней. На поклон Первому русскому театру приехали в полном составе труппы Александринского и Малого театров, гости из других городов.  Были показаны  спектакли «Ревизор». «Горе от ума». «Гроза», «свадьба Кречинского» (на спектакле присутствовал приехавший на торжества из Парижа автор пьесы А. В. Сухово-Кобылин».
 
Волковские торжества проходили именно под знаком преемственности традиций Федора Волкова.
 
«Говоря о Ярославле, – вспоминал брат Чехова, Михаил Павлович Чехов, – писатель, театральный критик, – я хочу рассказать, что тут мне удалось присутствовать на двух редких событиях, очень интересовавших Антона Павловича: на полуторастолетнем юбилее русского театра и на шестидесятилетнем юбилее поэта Л.Н. Трефолева.

Ярославль – колыбель русского театра. На торжество Ярославского театра – отца всех русских театров – съехалось из столиц много представителей печати, с которыми мне удалось возобновить знакомство, и, что главнее всего, приехала труппа Александринского театра с Савиной и Варламовым во главе. Несравненные артисты выступили в парадном спектакле в «Ревизоре», в котором приняли участие В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, К.А. Варламов, и я не помню, чтобы когда-нибудь я видел лучшее исполнение. Артисты были вдохновлены не только самой пьесой, которая им всегда так удавалась, и не только тем, что их слушала избранная, съехавшаяся на торжество со всех концов России публика, но, как они мне говорили после спектакля, еще и тем, что на их долю выпала высокая честь выступать в первом русском театре и именно в такой великий для каждого сценического деятеля день…»
 
Можем ли мы представить, что нынешний руководитель Александринского театра произнес бы подобные слова – о высокой чести выступать в первом русском театре (открытом не в «лихие 90-е годы»!). Ведь Валерий Фокин, как и уважаемый профессор Чепуров, уверен, что «собственно Волковский театр к этому не имеет никакого отношения…» Так в каком же спектакле выступала труппа Александринского театра в 1900 году? В безродном, Иваном не помнящим родства, Театре? Или актерам «выпала высокая честь выступать в первом русском театре»?
 
Александринка приезжала в Ярославль, на родину первого русского театра и в 1975 (225 лет русскому театру), и в 2000 году (250-летие русского театра).  250-летие театра, и открытие Года театра в России в 2018 – ознаменовано прибытием и участием Президента РФ В.В. Путина.  Это отчетливая историческая преемственность, которую ныне хотят отменить ссылкой на некие «исторические мистификации».  Не всегда и не все решает буква, являя собой пресловутую «целесообразность». 
 
Новый театр назвали именем Волкова в 1911 году. Станиславский прислал приветственную телеграмму: «Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра расцвело симпатичное молодое дело… Под «молодым делом» Станиславский имел в виду не возраст театра, а его внутреннюю суть, чтобы театральные художественные формы, равно, как и их содержание, всегда оставались новыми и молодыми. Как и наш Федеральный, провинциальный, Первый русский театр.

Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе