«Пилорама плюс» - спор о пьесе и спектакле

Команда спектакля «Пилорама» в Волковском театре собралась талантливая – автор пьесы Наталья Милантьева, режиссер Елизавета Бондарь, сценограф Павла Никитина, о работе которой я писала здесь, на своей странице некоторое время назад. Художник по свету Дмитрий Зименко, чьим волшебством свет приобретал человеческое лицо – лампы как по мановению ока, оживали и зрителю легко было понять, кто же вступил в диалог с Саней…. И, конечно, главный герой – актер, исполнитель всех шести или десяти ролей в спектакле – Виталий Даушев, вложивший в историю своего Сани столько выстраданной боли, пронзительных, искренних, щемящих, чувств.
Читаю характеристику одной из пьес фестиваля новой драматургии в «Любимовке». «Крепкая олдскульная монопьеса. Не выдержав невезухи и социальной нестабильности, главный герой находит себе воображаемого друга, и этот друг - кирпич по имени Толик». Как сегодня пишут о пьесах? На новом молодежном сленге. Вдумайтесь в новые повороты современной драмы - единственным собеседником и другом героя становится простой кирпич. «Олдскульна»я – для тех, кто не помнит английского, - пьеса в традициях старой школы - old school. В пьесе «Пилорама плюс» – друзьями становятся станки, режущие не по дереву, а по живому - механизмы… 
Но «Пилорама Плюс», хоть и монопьеса, но вовсе не олдскульная! Елизавета Бондарь на этот раз ставит крепкую монопьесу, но не в традициях старой знакомой драматургии, это новый стиль, новые способы существования. Герой в «Пилораме» также не выдерживает «невезухи». Его социальная нестабильность – не в профессии, а в глобальном одиночестве. Страшно, когда твой единственный друг – кирпич. 

О чем пьеса «Пилорама Плюс»? 
Критик Анна Банасюкевич, организатор фестиваля «совсем новой драматургии», адепт «Пилорамы», прочла и поняла эту пьесу как историю «дремучей любви» героя к женщине, историю «с некоторой чувственной окрашенностью». Режиссер Елизавета Бондарь, напротив, сказала, что – «это спектакль не о любви, вокруг которой весь сюжет. Это спектакль об одиночестве. Трагическая история молодого человека, который выпал из жизни общества потому, что отдавал долг родине, когда другие продолжали жить».
Как, однако, все лукавят и не договаривают! Это и в самом деле не «история дремучей любви», а просто – темная, дремучая история. История дремучих потемок покинутой всеми души. А может быть, и об одиночестве, и о странной любви одновременно?


Общество, в котором мы существуем сегодня, это общество Пилорамы. Попытки людей открыть свое «я» наталкиваются на стену равнодушия и бессердечия. Гармония человеческих отношений – иллюзия. И все-таки, в жизни, но не в этой пьесе - человеку свойственно находить и обретать родные души… Среди отравляющего «шума эфира», где пошлость, гламур и глянец, пустота триллеров, ужастиков, любовных историй не оставляет в душе ничего, кроме опилок и стружек, есть свои просветы, есть миры, где можно «жить, чувствовать, любить, свершать открытья…» В том самом мире, где пронзительные строчки Пастернака уже сегодня стали рекламой новейшей модели автомобиля марки BMV. 
Режиссерам редко удается точно сформулировать задачи своего будущего детища. Или его смыслы. Но за них говорит постановка, в которой все продумано, понято и образно выражено.
О Чеченской войне в пьесе сказано, может быть, всего 5-6 слов. Долг родине и в Афгане, и в Чечне, и в других горячих точках отдавали сотни и тысячи людей. Неужели - все они, поголовно, «выпали из жизни общества» только потому, что «отдавали долг Родине»?

Безусловно, - «Пилорама» - пьеса об одиночестве. Но только ли об одиночестве? У Ивана Бунина есть известное стихотворение «Одиночество». О чем оно? Об одиночестве, или все-таки о любви? И вот вопрос – о «других», которые продолжали и «продолжают жить», когда другие «отдавали долг»? Что означает - «продолжать жить»? Как жить? Они что, не знают одиночества? забыли о родном отечестве? Читаю, что Катя – музыкант, а потому «не чета простому работяге» Сане? Интеллект иной. Но, где – в пьесе ее интеллект? если она – музыкант, то где она, музыка ее души, ее сфера, ее дух? Замученная жизнью, света не видящая, живущая в темноте… до любви ли ей? До музыки ли? И потому музыка в спектакле Елизаветы Бондарь – все тот же «шум эфира», ресторанные ли это сценки или репетиционные будни рок-группы - все тот же сленг и жаргон, полумат-полублат, цинизм и пустота.


Пьесы Александра Вампилова были созданы тогда, когда не было ни Афганской, ни Чеченской военной ситуации, унесшей тысячи жизней. Великая Отечественная была уже далеко, родилось и выросло новое поколение. Поколение Зиловых. Кто виноват в духовной гибели нескольких поколений? Зилов ли? Или общество его друзей, которые цинично называли себя «аликами»?

Режиссер Елизавета Бондарь вводит в спектакль видеокадры из жизни друзей Сани, вводит «шум времени», звуки эфира. На видеокадрах – некая музыкальная тусовка. Герои говорят на сленге. Лексика жесткая, почти сквернословие. И найденный ею «шум времени» задает тон всему строю спектакля! Только звуковой фон! Он идет в спектакле минут 6 или 10 – в тот момент, когда Саня пишет очередное письмо Кате, звучат голоса радио или телеэфира. Это наше повседневное «эфирное время», на фоне которого мы существуем, - в спектакле – реальная информация о качестве продуктов, которые мы едим каждый день. Сане сватают продавщицу, которая работает в отделе сыров, та катается, как сыр в масле, а в эфире говорят о том, что наши продукты – ЭТО фейк, подделка, фикция, в сырах нет сыра, в масле – масла, в мясных продуктах – мяса, а мы делаем вывод – в человеке – человека! Человек поглощает сплошные микробы и бактерии. И бактерии и микробы заживо съедают человека. Ибо отравлена атмосфера.


Читаю фразу в одной из статей о пьесах «Любимовки». «Затрудненность человеческих коммуникаций в пьесе предметизирована в мобильном телефоне». Фраза далее объясняется вполне доступно: телефон - ненадежное средство связи, речь обрывается, смысл не доходит… Но «затрудненность коммуникаций» как раз и возникает из подобного «предметизирования».

На фото: Автор пьесы "Пилорама плюс" Наталья Милантьева. Поздравления с премьерой. Режиссер Елизавета Бондарь, художник - Павла Никитина. Саня - Виталий Даушев.

«Пилорама плюс»: История безрассудной, неистовой и неизлечимой любви

Автор
Маргарита Ваняшова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе