Приключения ядерного чемоданчика

Театр Сатиры показал публике «Чемоданчик». 
Причем ядерный. Новую пьесу Юрия Полякова поставил худрук Александр Ширвиндт.
Фото: satire.ru


Так называемый «ядерный чемоданчик», как в просторечии именуют автоматизированную систему управления ядерными силами страны, по сути — высший символ власти. Вокруг него драматург и построил сюжет сатирической комедии, вместив в нее далеко не всегда веселые реалии российской действительности. 

Комедию Поляков написал специально для Сатиры. Театр давно пребывает в поисках материала. Весной нынешнего года даже конкурс современной сатирической комедии объявили, предоставив право окончательного вердикта Михаилу Жванецкому. Однако ничего сколько-нибудь стоящего так и не нашли.

На грядущую премьеру Ширвиндт пригласил публику заблаговременно, закрывая I Международный фестиваль современной драматургии «Смотрины», посвященный творчеству Полякова. В определенном смысле «Чемоданчик» можно считать логическим продолжением поставленного в Сатире поляковского «Хомо эректуса». Но если там по первое число доставалось бизнесменам и слугам народа, пролетариату демократического разлива и журналюгам криминально-скандальной закалки, то здесь под оптический прицел попал высший эшелон власти. Сатира получилась злой, полной подтекстов и аллюзий. 

Чемоданов в спектакле Ширвиндта целых три: тот самый ядерный, липово-наградной — вовремя оказавшийся под рукой, чтобы спасти честь президента, и «чемодан жизни» — малогабаритная двушка, где под одной «крышкой» оказываются самые разные люди, в том числе и глава государства.


Фото: satire.ru


Семь лет носит за президентом бравый капитан Михаил Стороженко (купающийся в лобовой эксцентрике Федор Добронравов) пресловутый ядерный чемоданчик, а только и выслужил, что «карцер на троих», как называет их жилище супруга Сонечка (виртуозно владеющая даром лирической истерики Светлана Рябова). Нет в жизни счастья капитану. Зарабатывает «как лилипут на разгрузке вагонов». С очередным званием прокатили. Обещанную квартиру, в долгой очереди выстраданную, передали племяннику генерала. Банк, где держал доблестный вояка свои сбережения, лопнул. Сыночка Федьку — шутника и компьютерного гения (студент «Щуки» Артем Минин) исключили из школы. В довершение всех бед жену, вынужденную служить секретаршей, босс-самодур взял и уволил. А она, между прочим, актриса. И не бесталанная: ей Эдик Суперштейн (нежнейший «белый клоун» Юрий Нифонтов) бывший однокурсник, подавшийся в режиссеры, Офелию сыграть предлагает. 

Вот и лопнуло терпение капитана. Не полетел он с президентом ни в какую Японию, а принес заветный чемоданчик домой. Нет-нет, никакого апокалипсиса не планировал. Стирать с лица земли человечество ему без надобности. Устраивать госпереворот — тоже. Так что «бомбу» для родимого «Скандал-ТВ» Захару Правдоматкину (шарж Константина Карасика предельно точен) снять не удалось. Цели у капитана более чем скромные: квартиру бы — трех-, нет, лучше четырехкомнатную, да кровные свои вернуть. 


Фото: satire.ru


Решили служители правопорядка к «бунтовщику» отца на переговоры прислать. Доставили Ивана Семеныча истребителем из волжской деревни. А папаша (сермяжно-колоритный Юрий Горин) туда же: трубу газовую к ним тянули-тянули да мимо — «неперспективная деревенька, ей, мол, и так труба». 

Все верно рассчитал капитан: если ядерный чемоданчик не идет к президенту, то президент идет к чемоданчику. Знакомьтесь, Валентина Валентиновна (Марина Ильина, с азартом играющая современную реинкарнацию Екатерины Великой). А что? Как сказано в авторском предисловии пьесы, «все события и герои вымышлены, все совпадения не случайны». 

Неотвратимо опускающуюся крышку житейского «чемодана» герои спектакля общими усилиями все-таки удержали. Апокалипсиса не случилось. Впрочем, как резюмирует автор устами Ивана Семеныча, мы нация соборная, конца света не боимся.
Автор
Виктория ПЕШКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе