Пётр Васильев и другие

Счастлив театр, хранящий свои славные традиции. Память о прошлом движет будущее. И напротив, обделён, нищ и несчастлив коллектив, не помнящий своего былого родства, своей истории. В кабинете главного режиссёра Волковского театра, народного артиста СССР Фирса Шишигина рядом с неизменным Станиславским обращали на себя внимание другие портреты. Они впечатывались в память всех, кто приходил к Шишигину. Молодых актеров и гостей театра Шишигин обязательно знакомил: Иван Ростовцев, Пётр Васильев, Тихон Кондрашёв.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Петра Павловича Васильева. Он стал художественным руководителем Волковского театра в конце 40-х годов. До этого руководил театрами на Урале, в Куйбышеве (Самара), Саратове. После Ярославля работал в московских театрах – сатиры, имени Ермоловой, имени Гоголя.


Его отец Павел Петрович Васильев (1875 – 1935) был морским офицером Императорского флота, служил в Кронштадте. Потом семья переехала в Самару – отец был назначен инспектором Волжского судоходства в высоком чине статского советника. В Самаре его помнят и как превосходного тенора-любителя.


В 1921 году семья Васильевых перебралась в Москву. Подрастали сыновья Пётр и Александр, дочь Ирина, все они избрали делом жизни творчество. Выбор не случаен – семья Васильевых была тесно связана с искусством. Одна сестра Павла Петровича служила в оперном театре пианисткой, вторая была женой художника Михаила Нестерова. А в доме Нестеровых часто бывали актёры Московского Художественного театра. Стоит ли удивляться, что Пётр Павлович Васильев (1908 – 1994) стал выдающимся режиссёром, заслуженным деятелем искусств РСФСР, а его брат Александр Павлович (1911 – 1990) – знаменитым театральным художником и живописцем, народным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств. Он оформлял спектакли в Большом, Малом и Художественном театрах, был главным художником Московского театра имени Моссовета, много выставлялся в России и за рубежом. Пётр Павлович не раз приглашал брата в качестве художника-постановщика и в Волковский театр.


В истории Волковского время с 1948 по 1953 год – время Петра Васильева. За его энергичными поисками – честность художника, бескомпромиссность, горячий ум, инициатива. Но 40-летнему режиссёру приходилось работать в условиях жёстких идеологических тисков и регламентов.


Васильев пришёл в театр, являвший собой созвездие выдающихся мастеров сцены: Григорий Белов, Александра Чудинова, Сергей Ромоданов, Валерий Нельский, Григорий Свободин, Валериан Соколов, Сергей Комиссаров, Клара Незванова, Ольга Иванова, Иосиф Бросевич. Режиссёр получил в своё распоряжение сформированный коллектив, с которым можно было решать любые творческие задачи.


Васильев был сторонником традиций русского реалистического театра, русской школы театральной игры, основа которой – классическая драматургия. Он ставит Грибоедова («Горе от ума»), Островского («Лес»), Чехова («Вишнёвый сад»), Горького («Последние», «Егор Булычов и другие»). Ярче становятся актёрские работы, определяется сценический почерк театра.


В 1949 году, в самый разгар «холодной войны», Васильев ставит «Заговор обречённых» Н. Вирты. В спектакле были заняты выдающиеся актёры, он был показан в числе других волков­ских постановок на гастролях в Москве, в преддверии 200-летнего юбилея театра. В 1950 году спектакль был удостоен Сталинской премии.


А в 1953-м Васильев впервые в сценической истории ставит горьковскую пьесу «Сомов и другие». Эта пьеса была написана по горячим следам известного «шахтинского» дела и процесса промпартии. Сам Горький не дал своему детищу хода, усомнившись в истинности процессов о «вредителях». Пьесу разыскали в архивах. Премьера спектакля – март 1953 года – совпала со смертью Сталина. На страницах «Правды» тогда появилась рецензия зоркого и проницательного критика Павла Александровича Маркова. По его оценке, Васильев ставит пьесу в «приглушённых тонах», «забывая о сдержанной и сосредоточенной страстности». Парадоксальность спектакля в том, что «вредители» в трактовке театра – люди талантливые, а положительные герои – бледны и неинтересны.


Васильев любил быть первооткрывателем. Он ставил «Машеньку» А. Афиногенова с замечательным Сергеем Комисаровым в роли профессора Окоёмова. Он проявил интерес к писателю и драматургу Валентину Овечкину и его пьесе «Настя Колосова» – постановка была осуществлена совместно с автором. Овечкин в решении проблем, связанных с селом, был публицистом-первопроходцем, обнажал нелицеприятные стороны жизни, был неудобоваримой фигурой для начальства, и его пьеса не стала шаблонной советско-колхозной пасторалью, а поднимала острые проблемы, связанные со стилем руководства, с менталитетом зарвавшегося советского чиновничества, с искусственно созданными «героями» труда.


Спектакли Васильева несли в себе тепло человечности, невзирая на суровость эпохи. Пётр Павлович памятен волковцам бережным отношением к духу «Дома Волкова», которое он сохранял все годы служения Волковскому театру.


Память о братьях Васильевых – Петре и Александре – живёт и сегодня. На их родине в Самаре открылся музей семьи Васильевых. Сын Александра Павловича – Александр Александрович Васильев стал театральным декоратором мирового уровня. В Самаре уже несколько лет проходит международный конкурс театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе