Режиссер, известный по телесериалам "След" и "Умельцы", немного похулиганил в московском театре. Нынешние авторы - как те узбекские физики. Что ни напишут, все "Вишневый сад" получается, - шепчет себе под нос соседка справа.
Странный сторож разговаривает с дочерью Аленой на латыни.
Фото: московский Центр драматургии и режиссуры
Это она про премьеру "Дом под липами" в московском Центре драматургии и режиссуры на Поварской. Ну вроде да. Если есть загородное поместье, в котором живёт человек благородных кровей (в данном случае известный в прошлом адвокат), а рядом крутится мелкий лавочник, который покушается на участок и дом - значит, Чехов тут неподалёку, к бабке не ходи.
А тут еще экс-адвокат выходит с ружьём и кладёт его на верстак (см."О чем спектакль").
- Ружье! - оживляется сосед слева. - Оно обязательно выстрелит.
Ага, в конце. Ждём. Читали "Чайку", да.
О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ
Петр Данилович много лет назад не смог защитить клиента - лесника, на которого повесили убийство. Мог организовать лжесвидетелей, но не стал. Лесника посадили.
Другой бы отряхнулся и пошёл работать дальше, а этот нет. Он - подсудимый, жертва и жюри присяжных в одном лице - сам себе вынес приговор. Ушёл сторожить опустевший дом лесника. Может и правильно. Адвокат с обостренным чувством совести по сути профнепригоден. Но свою приемную дочь Алену он тем не менее упрямо толкает на юрфак. А Алена не хочет в юристы, она хочет замуж. У неё есть жених, Иван. Но к ней также сватается сосед Бенджамин Белкин - разводчик нутрий. Ему нужно все сразу - участок, дом, липы, рыжая красавица Алёна. И ещё кое-что.
Жанр: психологическая драма
В ролях:
Петр Данилович - Алексей Ярмилко
Алена - Светлана Вишнякова, Виктория Скороходова
Иван - Антон Кирюшин, Владимир Балашов
Бенджамин Белкин - Сергей Марухин, Виктор Сапелкин
Конечно, чеховские сюжеты так намертво вшиты в наши ДНК, что везде мерещатся. Ну а как. Взять недавний скандал с землями Тимирязевки. В лес в центре Москвы заявились новые Лопахины со свежей идеей все там перестроить. Их, правда, быстро отогнали (не без помощи президента) - но то случай уникальный. Мировой драматургией еще не переваренный. "Вишневый сад" наоборот. Чехов бы, наверное, аплодировал стоя. От изумления. А от финала "Дома под липами" вообще бы упал. Мы с соседями точно упали бы, если б не сидели.
Бизнесмен Белкин не хочет всю жизнь разводить нутрий. Он себя видит на трибуне в белом фраке
Фото: московский Центр драматургии и режиссуры
Потому что мало кому удаётся взорвать сюжет, катапультируя камерную семейную драму с чеховскими нотками в иное измерение - куда-то в современную политическую сатиру. Я лично помню только один похожий по технологии сюжетный "перевертыш", рушащий шаблоны - в оскароносном фильме "Жестокая игра". Говорят, журналистов на пресс-показе умоляли не раскрывать детали - как хотите выкручивайтесь, но про главную фишку ни слова.
У автора пьесы Валерия Харитонова и режиссера Всеволода Аравина этот фокус тоже отлично получился. Как они ловко нас всех провели! Мы, значит, сфокусировались на любовном треугольнике, на сложных отношениях отцов и детей, попутно нервно наблюдая за ружьём, которое вот-вот выстрелит. И вдруг - бац!
Пальнуло вовсе не ружье. Вверх тормашками перевернулся сложный, но в целом логичный и правильный мир бывшего адвоката, где все устроено по совести. Ага, сейчас.
И ты бьешь себя по лбу. Надо было внимательнее следить за мелким бесом Белкиным! Заметить, что он в оранжевой майке бегает и очень напоминает скандального депутата Госдумы Илью Пономарёва. (Хотя не исключено, что это тоже померещилось).
В общем, спектакль так хитро устроен, что едва закончившись, сразу начинает отматываться назад. Как плёнка на обратной перемотке. Причем вытягиваются из него уже совсем другие нити, а от "Вишневого сада" не остаётся ни вишенки. Хоть второй раз иди.
Что интересно, для режиссёра это первый опыт в театре. Всеволод Аравин больше известен как автор остросюжетных детективов в кино и на телевидении: ("След", "Умельцы"', "Объект 11", "Рейдер" и другие).А вот автор пьесы Валерий Харитонов, напротив, человек насквозь театральный - он известен как "господин оформитель" спектаклей Малого театра. А ещё он художник, написавший широко известный цикл картин по "Божественной комедии" Данте, и чьи работы есть во многих музеях мира. А теперь и драматург. Так что он создал и пьесу "Дом под липами", и декорации к ней (редкий случай, когда автор и художник легко смогли договориться).
P.S
Да, а ружье, кстати, так и не выстрелило. Обошлось на этот раз.