3 января 2010 ● Роман Должанский
Итоги года в театре
Театральные итоги года следует считать довольно-таки печальными. Не потому, что сбылись мрачные пророчества, делавшиеся год назад: мол, из-за кризиса некоторыми театрами придется пожертвовать, другие сильно сократят свои планы и будут играть по три раза в неделю и т. д. Ничего подобного не произошло: сокращения пока минимальны, никого не закрыли. Правда, госфинансирование на будущий год сокращено вдвое — и секвестр более значителен, чем в этом году. Так что не исключено, что прогнозы прошлого сбудутся, просто с опозданием.
Печально, впрочем, другое — то, что многие театры приняли как должное необходимость выкарабкиваться из трудностей своими силами, то есть зарабатывать. В ближайшем будущем мы будем становиться свидетелями все более занятных мутаций репертуарного театра. Одна из самых явных примет неизбежного — поставленный как калька с бродвейского хита "З9 ступеней" спектакль Театра имени Станиславского. К самому этому театру продюсерский проект не имеет почти никакого отношения. Однако театр может предоставить площадку в самом центре города. Продюсеры, у которых есть деньги, принесли на площадку выгодный коммерческий проект — в результате под крышей субсидируемого, хотя и плохо, городского театра образовался кусочек Вест-Энда. Возможно, кусочков таких со временем будет становиться все больше — и это тот случай, когда рано или поздно придется вспомнить бородатый одесский анекдот: "Рабинович, либо снимите крест, либо наденьте штаны..."