Воспитание чувств

Завершился XV международный Волковский театральный фестиваль В пятнадцатый раз в Ярославле проходил международный Волковский театральный фестиваль. В последние годы скромный провинциальный смотр превратился в престижную международную площадку.


В программе премьеры лучших театров Москвы: МХТ имени Чехова, «Мастерская П. Фоменко», театр Маяковского. Рядом лучшие спектакли провинциальной России: камерные «Дураки на периферии» Михаила Бычкова (Камерный театр, Воронеж) соседствуют с новосибирской оперой, показавшей сделанный специально для Ярославля концертный вариант «Фауста». Невзирая на санкции, на фестиваль приехали участники из Литвы (OKT/Вильнюсский городской театр), Японии (театр Читен, Киото), Германии (Театр Касселя), Хорватии (Национальный театр, Загреб) с постановками русской классики. А Владимир Панков открыл фестиваль российской премьерой «Войны» (мировая премьера состоялась в августе на Эдинбургском фестивале).

Самая сложная задача при проведении любого театрального фестиваля – даже не выбивание денег (хотя с каждым годом их доставать становится все труднее). И не сложности с иностранными гостями. Хотя санкционная осень 2014 года многие проекты заморозила, если не погубила на корню, тем не менее театральное братство даже здесь сумело выстоять. Самое сложное – воспитание публики. «Для меня самой большой головной болью и самым большим страхом был приезд Новосибирского театра оперы и балета, – рассказывала художественный руководитель Волковского фестиваля Ольга Никифорова, – в Ярославле нет оперного театра. Я понимала, что значительная часть публики в зале будет слушать оперу в первый раз. Как они будут реагировать? Как себя вести? Тем более что и «Фауст» – произведение сложное. И так как сцена Театра имени Волкова под оперу не приспособлена, театр специально сделал выездной «облегченный» вариант с видеопроекциями на заднике… И когда зал просидел, не шелохнувшись весь спектакль, а потом устроил артистам овацию, – я разрыдалась! В эти минуты понимаешь, что все не зря. Все не уходит в песок…»
И впрямь за последние годы новой команде Театра имени Волкова и Волковского фестиваля удалось в значительной мере образовать театрального зрителя. На Волковском фестивале практически не бывает незаполненных залов (проблема, с которой сталкиваются московские организаторы). Публика забивает не только все проходы на малых сценах театра, но и большой зал на 800 мест. Ее радуют сценографические чудеса и гимнастические трюки мхатовского «Упоительного путешествия кролика Эдварда», и публика снисходительно не замечает ни среднего литературного качества материала, ни авторской нудной назидательности. Сложный текст «Дураков на периферии» Платонова слушается залом на одном дыхании. Легкий, умный, стильный спектакль Михаила Бычкова даже по сравнению с его весенними московскими гастролями в рамках «Золотой Маски» обрел новые краски и оттенки. Перипетии пьесы, завязанные на чиновничьем беспределе, судебном головотяпстве, поголовном страхе перед вышестоящими органами, увы, звучат до ужаса злободневно.По мнению директора Волковского фестиваля Юрия Итина, хороший фестиваль в провинциальном городе должен адресоваться по возможности к самым разным группам людей: «Мы же не Москва, где зритель может выбрать, пойти ли ему на фестиваль «левого искусства» или на классику, предпочесть музыкальные спектакли или драму, или экспериментальные постановки. Мы стараемся, чтобы к нам приходили родители с детьми и студенты, почитатели «креатива» и любители хорошей литературы. Меня радует, что в городе появились зрители, уже успевшие узнать и полюбить Театр Маяковского или «Мастерскую П. Фоменко», надеюсь, после этого фестиваля их станет больше. Но радует и то, что изящная и необычная «Чайка» японцев была принята с таким пониманием и теплом!»
Главной деталью декорации постановки Мотои Миура стал длинный деревянный стол. На него залезала Нина, чтобы прочесть свой монолог из пьесы Кости Треплева. Читала экстатически, увлекаясь, входя в транс, пока несчастный автор не пугался ее ярко выраженной актерской неумелости и расшатанным нервам и не кричал: «Занавес!» Константин Треплев был главной фигурой японской «Чайки». Сильно перекроив и перестроив пьесу, Мотои Миура превратил ее в монолог Треплева, изредка перебиваемый репликами остальных действующих лиц. Костя выпевал свое отчаяние, выкрикивал его, отбивал в неистовой чечетке на деревянном столе… А стреляться убегал в темноту по зрительскому проходу. И звук его выстрела и впрямь напоминал небольшой аптечный взрыв…
А на полях фестиваля шли традиционные читки пьес (на этот раз была выбрана новая польская драматургия), встречи с именитыми гостями – шла та самая воспитательная работа, которая постепенно преобразует город и его обитателей.

Новые известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе