«Встречая Одиссею», помни про «Караван мира»»

Спектакли странствующего фестиваля будут понятны всем

В Северной столице открылся фестиваль «Встречая Одиссею». Проект представляет современный европейский театр, объединяет около 100 артистов из 11 стран и рассчитан на период с 2014 по 2016 год. Каждое лето артисты будут отправляться в круиз, выступая в местах стоянок со спектаклями, перформансами, мастер-классами.

«Память жизни» в «Скороходе». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Встречая Одиссею»/Jonatan Sundstrom

— Идея «Одиссеи» возникла в 2011 году, когда столь ощутимы были последствия экономического кризиса, — рассказал «Известиям» худрук фестиваля Микеле Лози. — Мы захотели создать фестиваль, который объединил бы людей со всех концов Европы, напомнив о нашей единой культурной основе.

Логично, что этот фестиваль в формате морского путешествия начался в Петербурге — городе, который называют окном в Европу и который всегда существовал на перекрестке культур. Далее артисты освоят просторы Балтийского региона и Средиземноморья, а конечной целью их пути станут греческие острова.


"Память жизни" в "Скороходе"

Пресс-служба фестиваля «Встречая Одиссею»/Jonatan Sundstrom

Сходство со скитаниями легендарного царя Итаки налицо, хотя современная «одиссея» будет гораздо короче мифологической. Начавшись в относительно молодом Петербурге, только что отметившем 311-летие, путешествие завершится в Греции — лоне европейской цивилизации.

Поддержать участников решил корифей странствующего театра Вячеслав Полунин, приехавший на презентацию фестиваля в «Скороход» (руководство этой многофункциональной площадки выступило организатором петербургского этапа «Встречая Одиссею»). Присутствие Полунина при старте проекте — не случайно и даже символично: в этом мае исполнилось 25 лет организованному им фестивалю «Караван мира». Как и «Встречая Одиссею», он был передвижным, с той разницей, что путешествие было не морским, а сухопутным. Журналистам представили эксклюзивное издание о «Караване мире», выпущенное тиражом всего 500 экземпляров. В книгу вошли отзывы прессы, интервью, фото и рисунки.

— Я и сейчас не верю, что «Караван мира» состоялся, — заметил Вячеслав Полунин. — Чувствую, что не зря спустя четверть века ребята начинают «Встречая Одиссею», ведь сейчас Европа разделилась, каждая страна норовит забиться в свой угол. Самое время напомнить о том, что искусство, а также страсть, мечта, вера могут победить все.


"Память жизни" в "Скороходе"

Пресс-служба фестиваля «Встречая Одиссею»/Jonatan Sundstrom

Репертуар «Встречая Одиссею» будет состоять как минимум из четырех спектаклей. В Петербурге состоялась мировая премьера одного из них — «Память жизни» режиссера Марии Лундстрем и хореографа Ленки Вагнеровой. Специфику постановки во многом определил передвижной характер фестиваля и адресат — международная публика.

Нет сложной машинерии и громоздких декораций, всё происходит в камерном пустом пространстве. Универсальный и понятный каждому язык движения имеет тут большее значение, чем слово. Танец и пантомима напоминают о своей древней миссии — объединять людей, взывая к тому, что лежит вне этнических и социальных различий. Смыслы «проговариваются» в первую очередь через пластику, а текст, произносимый артистами на английском, лишь помогает сориентироваться в сюжете.

Действие начинается в доме престарелых: молодая женщина Мари (Мария Ахлрот) ищет кого-то среди старых, обездвиженных, больных людей. Перед зрителем разворачиваются картины ассоциаций и воспоминаний, где старики в мгновение могут стать юношами и девушками, а в минутную пластическую зарисовку может уложиться вся жизнь.


"Память жизни" в "Скороходе"

Пресс-служба фестиваля «Встречая Одиссею»/Jonatan Sundstrom

Каждому из семи артистов дана возможность солировать, пусть и в пределах одной сцены. Но «прошивают» спектакль именно эпизоды с Мари. Она не хочет становиться частью унифицированного мира, где обитают старики, но этот мир все-таки подчиняет ее себе. В финале Мари предстает спящей в кресле — уже как одна из обитательниц дома. Возможно, она умерла, а все, что видел зритель, — ее предсмертные видения, ее «память жизни». Так режиссер ставит вопрос о путешествии человека в глубины себя, о внутренней «одиссее».

Петербургский этап фестиваля завершится 1 июня на пляже Петропавловской крепости. В числе других мероприятий зрители увидят перформанс по мотивам произведений Гомера в постановке Джанкарло Биффи, Павла Семченко и Ксении Петренко. После чего яхта «Хоппет» постройки 1920-го года, пришвартованная около Васильевского острова, торжественно отправится в Балтийское море, начав свою Одиссею.


"Память жизни" в "Скороходе"

Пресс-служба фестиваля «Встречая Одиссею»/Jonatan Sundstrom

Евгений Авраменко

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе