«Доктор Преображенский» против «Лады Голд»: две телепремьеры разделили зрителей

Чего ждут от нового сериального сезона.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ПЕРВОГО КАНАЛА


За минувший год федеральные сериалы и проекты стриминговых платформ стали еще дальше друг от друга. Несмотря на то что хиты стриминга тоже попадают в эфир, а праймтаймовые сериалы доступны по подписке, снимаются эти проекты по разным лекалам и для разной аудитории. Особенно этот контраст заметен, когда примерно в одно время по разным каналам показывают продолжение сериала «Доктор Преображенский» и «Ладу Голд».


Две самые заметные премьеры начала года сложно назвать горячими новинками. У сериала о закулисье советского Института красоты начался второй сезон, а страсти вокруг советского авто из чистого золота — наконец добравшийся до эфира один из главных молодежных сериалов прошлого года. И поклонники «Доктора Преображенского», и фанаты «Лады Голд» могли заметить некоторые изменения.

Первый сезон «Доктора» был вызывающе не похож на то, что подразумевается здесь под историческими проектами. Там, где в кадре советские шестидесятые, предсказуемо появляется режиссерское желание сыграть в стилистику «Июльского дождя», «Мне двадцать лет» и другой местной классики того времени. Однако режиссеры первого сезона Любовь Львова и Сергей Тарамаев пошли дальше.

Как они сами рассказали «МК», в визуальном отношении ориентиром стал «Конформист» Бернардо Бертолуччи, и в результате ретро превратилось в непривычный для федерального эфира нуар в максимальной степени дозволенности. Режиссер второго сезона Артем Насыбулин явно хотел более веселой картинки. В итоге все стало ярче, однако загадочная аура моментально развеялась, и теперь «Доктор Преображенский» один из многих ретро-сериалов со звездами и богатым реквизитом.


«Лада Голд», как и многие сериалы, где молодежная удаль, драки, пальба и романтика лихо разворачиваются под хип-хоп и дискотеку девяностых, для эфира немного причесали. На официальном языке это называется адаптация стриминговой категории «18+» к эфирной «16+». Трудно предположить, что такого знают восемнадцатилетние, о чем сейчас не ведают те, кому шестнадцать, но правила нужно соблюдать и хотя бы избавиться от мата, которого в таких проектах иногда с лихвой. От мата избавились, но алкоголь, дым (не только табачный) коромыслом и лексика дозволенно неприличная для эфира остались. Без всего этого сериал просто утратит молодежность, а значит, целесообразность показа.

Оба проекта, несмотря на всю их непохожесть, можно назвать типичными для российской сериальной индустрии. В расчете на публику постарше снимают и намерены продолжать снимать разные исторические сериалы. Они могут превращаться как в весьма эффектные ретро-детективы вроде «Мосгаза» или «Бизона», а могут в местами карикатурное дефиле императорских нарядов эпохи Екатерины. Но для публики, которая включает вечером телевизор, подобное развлечение стало привычным ритуалом, и разрушать его нет никакого смысла.

В таких сериалах, как правило, играют статусные актеры (во втором сезоне «Преображенского» к Денису Шведову и Марии Андреевой присоединились Анна Чиповская, Юрий Чурсин, Леонид Бичевин, Софья Эрнст, Ростислав Бершауэр, в общем, федеральные сливки общества), картинка напоминает полноценное кино, и неизменно царит культ мелодрамы.

В проектах вроде «Лады Голд» с виду все устроено гораздо проще, но хватает сложностей другого порядка. Наверное, гонка на золотой «четверке», которая досталась двум лоботрясам от деда-мента и деда-бандита из девяностых, могла стать главным молодежным сериалом года. Однако после премьеры «Слова пацана» все изменилось.

Очень трудно точно сформулировать причину, по которой казанский телезамес вдруг размножился на вирусные видео и стал известным даже среди тех, кто не видел ни одной серии. Роман Евдокимов и Эльдар Калимулин из «Лады Голд» казались отличным актерским тандемом, но Рузиль Минекаев и Леон Кемстач (Марат и Андрей из «Слова пацана») под предводительством Ивана Янковского (пожалуй, главной звезды стриминга на данный момент) сразили потенциальную аудиторию наповал.

Предсказать реакцию более молодой публики гораздо труднее, чем впечатления тех, кто постарше. С одной стороны, молодежь — народ весьма пристрастный и импульсивный, но в то же время подверженный стадному чувству. Угадать, почему привлекает одно и оставляет равнодушным другое при примерно одинаковых вводных, пока не по силам даже опытным маркетологам, но ажиотаж на рынке крутых молодежных боевиков намекает на то, что таких проектов будет немало.

Конечно, не только на молодежные боевики ставят платформы. Тот же Иван Янковский снялся в современной версии «Преступления и наказания», а Евгений Стычкин как режиссер готовит проект о московской Олимпиаде. Будут в новом сезоне и триллеры, и фэнтези. Однако желание сделать что-то в духе «Слова пацана» и «Лады Голд», скорее всего, терзает многих продюсеров.

Актуальные некоторое время назад разговоры о скорой кончине телевидения и триумфе Интернета сейчас поутихли. Постепенно все сходятся во мнении о том, что дома нам по-прежнему необходимо устройство с экраном, а уж к чему его присоединить и какие фильмы на нем смотреть — дело хозяйское. Но как бы ни назывался этот гаджет с экраном, перед ним все равно усаживаются и те, кто хочет включить сериал в девять или в десять вечера, и желающие посмотреть только что выложенный на стриминге эпизод любимого проекта.

Однако при всей схожести намерений интересы этих людей по-прежнему на разных полюсах. Всем, кому интересен телек, нет особого дела до ажиотажа в Сети и наоборот. Любители «Доктора Преображенского» как будто все дальше от поклонников «Лады Голд». Про то и другое в курсе разве что телекритики.

Автор
Илья ЛИТОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе